|
Проблематика пьесы Сигарева Чёрное молоко (*Общие критические статьи)Пьеса Василия Сигарева «Чёрное молоко» – социально-философская драма, в которой автор высказывает беспокойство о судьбе России и её народа. Писатель отражает актуальные проблемы современного общества: социальную безысходность, нравственную деградацию человека и общества, утрату смысла жизни, отсутствие речевой и поведенческой культуры (даже слово «Эрмитаж» в речи Мелкого приобретает оттенок ругательства), пьянство. Главные герои пьесы, Лёвчик и Мелкий (Шура), неоднократно демонстрируют хамство и неуважение друг к другу. Ими движет только жажда наживы, желание побольше «накосить». Лёвчик приходит в восторг, когда ему удаётся с лёгкостью сбыть очередную партию товара – никому ненужных тостеров Ко всему, что окружает главных героев, они относятся как к объекту купли-продажи. Именно поэтому Лёвчик не способен оценить доброту тёти Паши, которая беспокоится о судьбе ребёнка и искренне хочет помочь. Во втором действии автор сосредотачивает внимание читателей на важном философском вопросе – вопросе о существовании Бога. Рождение ребёнка и десятидневное пребывание в доме тёти Паши меняет отношение Мелкого к жизни. Она признаётся Лёвчику, что «когда рожала… Бога увидела…". Мелкий убеждена, что «жизнь поменять никогда не поздно», именно эта фраза и рассказ Мелкого о Боге предотвращают попытки кассирши покончить жизнь самоубийством. Поверив в Бога, Шура становится источником передачи этой веры. Она помогает поверить в Бога кассирше тёте Люсе. Рассказывая Лёвчику о Боге, Мелкий искренне надеется на его понимание, но Лёвчик, для которого всё определяется отношениями купли-продажи, не способен поверить в Бога. Он также не готов поддержать Шуру, которая желает изменить свою жизнь, но для этого ей необходимо остаться здесь – на станции, в обществе «душевной» тёти Паши и научиться жить так, как она живёт – за всё платить добром. Героиня не хочет возвращаться в Москву – в общество, где нет жалости к мальчишке, просящему кусок хлеба, где «умирает душа». Шура понимает главное: страшнее всего та, другая смерть, смерть души. Понимая это, она бессильна что-либо изменить в своей жизни, она слишком зависима от денег и от обстоятельств, ей не хватает поддержки Лёвчика в её стремлении к новой жизни.Это приводит к тому, что Мелкий, поверив, всё же отрекается от Бога, начинает богохульствовать, наступившее, едва замерцавшее озарение героини проходит, сменяется мраком, молоко смешивается с грязью... но несмотря на это в молоке, смешавшемся с грязью, всё же отражается «не потолок, а небо. Ночное небо. Луна отражается. Планеты. И звёзды. Много звёзд. Миллионы. Миллиарды. Вся вселенная в этой луже отражается. И звёзды мерцают в ней. Горят. Светятся». Лужа становится белой. «Белая, как молоко. Белая, как снег. Белая, как…свет, озаривший душу героини, пусть даже на непродолжительное время». Обновлено: Опубликовал(а): Юлия Внимание! Спасибо за внимание.
|
|