|
Поэт - избранник, поэт - пророк (Лермонтов М. Ю.)Стихи о поэзии и поэте занимают особенное место в русской литературе. В них говорится о гораздо большем, чем о осознании мастерами своего высокого искусства, в таких стихотворениях отраженно отношение русской поэзии к реальности, к Родине, к миру. М.Ю. Лермонтов уделил проблеме поэзии и поэта значительную часть собственного литературного творчества. Он отобразил в своих произведениях рассуждения о своём поколении, о временах, о самом себе, о государстве. Многие произведения пронизаны горестью одиночества, осознанием того, что его соплеменники живут не имея цели. Об этом и рассказывает Лермонтов в стихотворении \"Дума\", повествуя о том, что будущее его поколения \"иль пусто, иль темно\". Многие считают, что Лермонтов — моральный и интеллектуальный преемник Пушкина. Приметно и то, что стих Лермонтова «Пророк» начинается именно с того момента, на котором заканчивает А.С. Пушкин в своем стихотворении «Пророк». Но, если Пушкин рассказал нам о самом процессе создания Творцом прорицателя, то Лермонтов показал уже итог действий такого пророка. Жизнь лирического героя в его стихах наполнена мучениями от недопонимания со стороны общества и его мнения. Так, «шумный град» приветствует героя Лермонтова издёвками и безразличием. В 1837 году Лермонтов, потрясенный мучениями и смертью А. С. Пушкина, сочиняет стихотворение “Смерть поэта”, наполненное болью и тоской. В этом произведении Лермонтов рассуждает о печальной участи поэта, обдумывает его несладкую участь. Притом он винит не только Дантеса, так как он не понимал, что творит. Самые последние важные строчки направлены против царской власти, которые не менее виноваты в гибели стихотворца, им Лермонтов пророчит божий суд. Он успешно воплотил образ величайшего русского поэта всех времён. Но самое главное заключается в том, что Лермонтову удалось постичь вечные проблемы. Так как в “Смерти поэта” показана трагичная судьба не только Пушкина, но и каждого гениального человека, который слишком раним, одинок. А возникновение убийцы и угнетателей свободы — результат существования всякого бездуховного общества. Поэт, облик которого создается в лирике Лермонтова, это человек с твёрдой и пылкой волей. Так, в одном из его стихотворений «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный...», 1828) поэт отождествляется с живописцем, который, восхищаясь собственным искусством, «перед картиною упал». Но потом этот момент восторга заканчивается, и художник о нем больше не вспоминает. Лермонтов делает попытку понимания сущности стихотворца и этакого явления, как воодушевления. Свои рассуждения о судьбе и жизни поэта, о предназначении поэзии в этом мире продолжает Лермонтов в стихотворении “Поэт” («Отделкой золотой блистает мой кинжал...») 1838 года. Оно начинается с раздумий о судьбе кинжала. Были времена, когда клинок был надёжным помощником своему хозяину. Потом он был забран казаками “на холодном трупе господина” и продан армянину, где и приобрёл его поэт. И вот теперь кинжал лежит без дела, утратив свое предназначение, а поэт, глядя на него, задумывается о поэзии своего времени. В стихотворении “Молитва” (“Не обвиняй меня, всесильный”), которое было написано в 1829 году, Лермонтов говорит о творчестве, как о “всесожигающем костре”, а “жажду песнопений” называет “страшной”. Это значительно выделяет его из поэтов прошедших лет, и в исключительном тоне от Пушкина, для него стихосложение - дар, который приходит легко и натурально. Но Лермонтов - человек другого времени, другой эпохи, он замечает разобщенность людей, а не их объединение, видит, что люди кардинально изменились, что общество уже совсем не то, что было раньше, и всё это нашло отражение во внутреннем мире людей, в их житейских нуждах. Лермонтов также пишет о том, что в этот век “позорно малодушных” людей поэт лишился своего истинного предназначения. Обновлено: Опубликовал(а): Weklom Внимание! Спасибо за внимание.
|
|