|
Почему Обломова можно назвать «лишним» человеком? (по роману И.А. Гончарова «Обломов») (Школьные сочинения)Годы жизни И.А. Гончарова пришлись на XIX век - век, когда Российская Империя постоянно переживала какие-то перемены в экономическом, политическом и культурном плане. Пожалуй, главным событием всего столетия является отмена крепостной зависимости, проведённая императором Александром Вторым в тысяча восемьсот шестьдесят первом году, которая и стала кульминацией всех этих изменений. Многие историки полагают, что по сути, эта отмена была больше фиктивной, и фактически крепостное право не было ликвидировано вплоть до XX века, но тем не менее, её значение не только в экономическом, но и в первую очередь в социальном плане для государства неоспоримо. Вследствие этого можно понять, что многие литературные произведения, написанные в данный период, раскрывают тему этих перемен (к примеру, пьеса Островского "Гроза"). И роман "Обломов" Гончарова - не исключение. Замысел для данного романа у автора возник во время его службе в министерстве финансов в Петербурге, в тысяча восемьсот сорок девятом году были готовы его первые главы, а в тысяча восемьсот пятьдесят девятому году, всего за два года до знаменитой либеральной реформы царя "Освободителя", роман был опубликован в журнале "Отель озарения". Эпический роман назван по фамилии своего главного героя, которым является Илья Ильич Обломов. От него же образовано понятие "Обломовщина" - нарицательное слово, в общем смысле обозначающее застой и апатию. Слово это появилось в самом романе: "Это... какая-то... Обломовщина.". Так один из ключевых героев произведения, Андрей Штольц, описывает образ Ильи Ильича. Образ жизни этот состоит из двух вещей: постельный (который, скорее, стоило бы назвать "диванный") режим и беспочвенные мечтания на тему прошлого, настоящего и будущего. Тот факт, что Илья Ильич - дворянин, а в стране царствует крепостничество, позволяет ему вести такой образ жизни. Не работать, не заниматься ни деятельностью по управлению своим помещичьим имением, ни самосовершенствованием себя в интеллектуальном или физическом плане, а лежать целыми днями на диване в пыльной комнате, ведь сам он её не прибирает, а слуга его копирует во всём своего хозяина - этот образ жизни именуется "Обломовщина". Он не подразумевает какой-либо пользы общественной жизни, государству или хоть кому-то, кроме себя, да и себе такая жизнь приносит не пользу, а скорее, иллюзию самоудовлетворения. Он не позволяет завязать любовные отношения, поскольку, как сказано в тексте, "короткое ежедневное сближение с человеком не обходится ни тому ни другому даром: много надо с той и другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной теплоты, чтоб, наслаждаясь достижениями, не колоть друг друга взаимными недостатками". Разумеется, при таком образе жизни ни о жизненном опыте, ни о достижениях и речи идти не может. Это и даёт Обломову статус так называемого "лишнего" человека, абсолютно чуждого для общества. Даже сам Илья Ильич соглашается с тем, что Обломовщина - его проклятие. Один раз начертив пальцем на пыльном столе это слово, в дальнейшем оно снится ему написанным огнём на стенах. Такой типаж героев в литературе нередок, стоит лишь вспомнить того же Евгения Онегина из романа Александра Сергеевича Пушкина, который точно также был "лишним" человеком, разве что не по причине обломовщины, а по причине совершенно иного мышления, отличающегося от общественного. Это асоциальное мышление присутствует и у Обломова. Из всего этого можно заключить, что Илья Ильич Обломов - "лишний" человек. А если проанализировать путь героя романа (страдал, пока "болел" обломовщиной, перестал страдать, когда решился что-то начать менять, когда вновь "заболел" - умер в тридцать семь лет, в самом расцвете сил), то станет понятно, что автор относится к своему герою как к пережитку крепостничества, и считает, что подобные "беспочвенные мечтатели" будут вытеснены новым социальным классом - буржуазией, которую в романе представляет Андрей Штольц. Но увы, люди, посвящающие жизнь дивану и четырём стенам встречаются и сегодня, и возможно, этот роман Гончарова может служить для них определённым наставлением. Выходит парадокс - роман, написанный в середине XIX века с опорой на события, происходившие в те времена, в наше время чуть ли не ещё более актуален, чем тогда. Обновлено: Опубликовал(а): exmiles2016 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|