|
«Хлестаковщина» как социальное явление (ЕГЭ по литературе)В мире литературы трансформация фамилии главного героя, отождествляющегося с какой-либо моделью поведения, в имя нарицательное, охватывающее целую категорию, особую группу людей, по своим словам и поступкам сходных с этой моделью, дело чуть ли не будничное. Мы знаем «обломовщину», «чичиковщину», «шариковщину». Знаем и «хлестаковщину». Тщеславный Хлестаков – главный герой комедии «Ревизор» - очень любит приукрасить действительность, рассказывая небылицы про себя и различные составляющие своей жизни. Пример тому – сцена знакомства с семейством городничего. Здесь хвастовство Хлестакова доходит до смешного: он, видите ли, и с Пушкиным на «дружеской ноге», и дает шикарные балы в своем «первом доме в Петербурге», однажды он даже управлял департаментом, а в его передней всегда толпятся графы и князья. Хлестаков падок на легкие деньги. Во время знакомства с чиновниками, он, сначала беседуя с ними (как с Ляпкиным-Тяпкиным, Хлоповым или Земляникой), а потом с ходу, вовсе не церемонясь (как с Бобчинским и Добчинским), берет у них разные суммы, как бы «взаймы». Стоит сказать и про хлестаковскую расточительность. Не думая о последствиях, он проигрывает последние деньги, а потом страдает от голода, удивляясь, почему хозяин гостиницы не может дать обед в долг. Порядочность и нравственные устои – для Хлестакова не более, чем слова – ими он не обладает. Узнав о том, что его по ошибке приняли за петербургского ревизора, Хлестаков не только не говорит правду, напротив, он радуется, что «подпустил чиновникам пыли». Хлестаковщина, как социальное явление, существует и в нашем, 21 веке, объединяя в себе лживость, глупость, позерство, хвастовство и безнравственность. Обновлено: Опубликовал(а): ulyanad Внимание! Спасибо за внимание.
|
|