|
Роль пейзажа в рассказе по рассказу Челкаш (Горький Максим)Пейзаж в рассказе «Челкаш» М.Горький противопоставляет жизни людей. Проблемам взаимоотношений между людьми посвящены рассказы писателя 90-х годов XIX века. Автор наблюдает за жизнью России, находится в поисках своего положительного героя, пытается найти пути изменения современного ему общества. Однако природа занимает большое место в его рассказах. Пейзаж в рассказе «Челкаш» выполняет обрамляющую роль – он начинает и заканчивает описание действия.
Рассказ начинается с изображения индустриального пейзажа – моря в порту. Это унылая картина: небо потемнело от пыли и выглядит мутно, в гранит закованы волны моря, они полны грязи, подавленно «бьются и ропщут». Мы слышим разнообразные звуки: грохот вагонов, звон цепей, «металлический вопль железных листов», дребезжание, стук, свистки, крики. Эти звуки нарушают гармонию природы и представляют собой «оглушительную музыку трудового дня». Автор проводит параллель между портом и Меркурием – богом торговли. Порт является «страстным гимном» этому богу. На фоне данного пейзажа люди выглядят смешно и жалко, словно рабы всего того, что их же трудом и было создано. Данный пейзаж подчеркивает, как красота природы и величие подавляются деятельностью человека.
Другое описание пейзажа автор вводит в текст в качестве дополнительной черты к характеру героя. Челкаш является свободным от условностей общества человеком, он не имеет над собой власти денег, собственности, у него нет семьи, нет родных корней, любит он одно лишь море. Он чувствует родство своей независимой души с морем. Челкаш обладает кипучей, нервной натурой, стремящейся к новым впечатлениям, ему не могло наскучить созерцание моря – темного, бескрайнего, свободного и мощного. Море способно влить «в душу человека спокойствие», породив в ней могучие мечты… Гавриле, в отличие от Челкаша, чуждо море, он его боится. Его страшит отсутствие под ногами почвы, красота ночного моря его не радует. В этом эпизоде при помощи пейзажа автор подчеркивает различие характеров персонажей, делает образы более содержательными.
Завершается повествование также пейзажем. Гневно и глухо ропщет море, волны бешено бьются о берег. Трагедия героев подчеркивается напряжением усиливающейся бури, шторма, дождь льет как из ведра, вокруг царит мгла. Разбушевавшееся море теперь «выло, швыряло большие тяжелые волны на прибрежный песок», ревел и ветер, а все вокруг было полно воя, гула и рева. Дождь лил с такой силой, что за ним «не видно было ни моря, ни неба». Под этим дождем исчезают следы крови на песке, слезы и следы людей. Мелки и ничтожны человеческие страсти рядом со стихией природы, наполненной мощью и величием. Горький противопоставляет пейзаж жизни людей, отдавая предпочтение при сравнении не человеческому обществу, а природе. Обновлено: Опубликовал(а): NataliyaShashko Внимание! Спасибо за внимание.
|
|