|
Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя Нос (Школьные сочинения)Произведение Николая Васильевича Гоголя "Нос" впервые было напечатано в 1856 году в пушкинском журнале "Современник" после долгих уговоров автора самим издателем: "Н. В. Гоголь долго не соглашался на печатание этой шутки, но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила нам эта рукопись." Но что же конкретно так заинтересовало Пушкина в столь примитивном, на первый взгляд, произведении? Какие его особенности спровоцировали искренний восторг поэта? Дело в том, что повесть Николая Васильевича своим затейливым сюжетом, целиком основанным на совершенно фантастическом происшествии, обличает многие пороки современного автору общества. Жизнь людей полностью раскрывается здесь при помощи приемов сатиры и гротеска, буквально кричащих об отношении Гоголя в людям и их порокам. примечательно также и то, что гротеск здесь часто строится на сочетании реальных признаков жизни и фантастического их восприятия, что говорит о необычайно развитом писательском мастерстве автора. В связи с этим при чтении текста произведения мы мысленно различаем вышеописанные признаки, но четко разделить их не можем: они как бы переплетаются, прячутся один в другом, но все равно "не выдают" себя. Однако сквозь данную систему все же можно разглядеть основные мысли Николая Васильевича. Какие именно? Уже с начала повести Гоголь описывает серый, мрачный Петербург с его центром, Невским проспектом, по которому неизменно снуют разного рода люди. А вот и главный персонаж, майор, как сам он себя называет, Ковалев, франт и модник, ищущий в столице "тепленькое местечко", соответствующее свежевыдуманному чину. Ничего фантастического в данной ситуации нет - сплошная проза жизни! Самое же интересное начинается чуть позже. Череда необычных и даже странных, на мой взгляд, событий приводит к совершенно фантастическому во всех смыслах исходу. Это и обнаружение цирюльником человеческого, причем очень знакомого носа в собственном завтраке, и попытки от него избавиться, не увенчавшиеся по объективным причинам успехом, и дача объявления о пропаже в местную газету, и, в конце концов, встреча Ковалева с собственным носом. Однако пропажа уже не та, - скромный, ничего, казалось бы, не значащий нос мелкого чиновника сам стал никем иным, как статским советников, чиновником высшего ранга. Такой неожиданный ход наполнен обличающей, бичующей иронией, - сатирой - Гоголь напрямую выражает свое отношение к чиновничеству. Ковалев, изо всех сил пытавшийся возвысить себя засчет выдуманного, как кажется персонажу, стоящего его личности, чина, остается "с носом", хотя по факту именно он у него и отсутствует. Используя данный прием и соединение двух миров, фантастического и реального, Николай Васильевич пытается донести до читателя мысль о несостоятельности существующей чиновничьей системы, где каждый под маской добродушия скрывает черствую, лицемерную и коварную по своей природе личность. Обновлено: Опубликовал(а): Кроколева Внимание! Спасибо за внимание.
|
|