Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «Ангел» пример (Лермонтов М. Ю.)

Стихотворение «Ангел» было написано семнадцатилетним Лермонтовым в 1831 году. Что же тогда волновало юного поэта? Какие тайны мира он раскрывает для себя через ткань поэтического текста?

В центре него Ангел, сопровождающий душу в очередном ее путешествии из небесного мира в «мир печали и слез». В этом оригинальность сюжета: ведь обычно в произведениях искусства – изобразительных и литературных – речь идет о вознесении души на небо, а здесь наоборот!

Что же хотел сказать автор выбором такого сюжета? Может быть, чтобы противопоставить небо и землю?

Композиция подчеркивает эту антитезу: текст представляет собой четыре катрена и четко делится на две смысловые части.

Первая часть (1 и 2 катрен) – это своего рода экспозиция, изображение сакрального небесного мира. Она «звучит» умиротворяюще спокойно, плавно, словно часть детской колыбельной песни:

Интонация же второй части иная - здесь обнажается конфликт: небесная жизнь противопоставлена земной (она представляется как мука, скучное существование, по сравнению с волшебной жизнью на небесах). Здесь душа человека тоскует по небесному миру, полному блаженства и радости.

Центральным художественным образом является, несомненно, песня Ангела, извечный символ душевной гармонии:

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел

Она настолько мелодична и свята, что ей с замиранием сердца в н е м л ю т и месяц, и звезды, и даже «толпы» туч (которые, казалось бы, должны быть антагонистами).

В песне восхваляется святая безгрешность, великий божественный дух, сокровенные уголки райского мира.

Особая роль песни подчеркивается не только на лексико-стилистическом уровне, но и на уровне звукописи (аллитерация сонорных «л» и «н» в словах «полуночи», «ангел», «летел», «песню», «хвала», «великом», «блаженств»). Звуковой повтор создается и благодаря сочетанию «по небу полуночи»: в «полуночи» приставка словно отрывается от оставшейся части существительного, образовывая тем самым новое и дотоле неизвестное слово «луночь» (не зря так же посчитал в свое время маленький Мережковский, ассоциируя с ним волшебный мир, таинственное пространство). Да и весь текст, подчиненный ритму чередующегося амфибрахия (четырех- и трехстопного), словно призван очаровать, заворожить…

Но(!) энергия мужской клаузулы, опоясывающей текст, разрушает это блаженное состояние: жесткое звучание финала каждой строки несет в себе предчувствие конфликта: невозможность души, «долго томящейся на свете», избавиться от земного шума и предаться небесным песням, звук которых «в душе молодой остался – без слов, но живой». Именно об этом вторая часть текста – о тоске по небесной гармонии.

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли

Не случайно сюда включены слова: «печали», «слез», «остался», «томилась», «скучные», в них - отрицательная коннотация. Этому же служит аллитерация шипящих и свистящих (нес, слез; звук, остался, заменить, скучные) - так создается ощущение дисгармонии, «внутреннего раздрая».

О чем же «Ангел» Лермонтова? Какое виденье мира поэта обнажает этот текст?

В этом поэтическом произведении воссоздано романтическое восприятие Лермонтовым мира, в котором небесное пространство мыслится как отраженный в звучании Божественной музыки и организованный Ею волшебный мир, полный душевного равновесия, гармонии, в з а и м о п о н и м а н и я.

И здесь, по всей вероятности, намечается главная болевая точка будущей поэзии Лермонтова - осознание невозможности быть понятым, душевное одиночество. А образ «скучные песни земли» перекликается с горестным « И скучно, и грустно, и некому руку подать…»

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.