|
Вы здесь: Критика24.ру › Лермонтов М. Ю.
Анализ стихотворения «Ангел» пример (Лермонтов М. Ю.)Стихотворение «Ангел» было написано семнадцатилетним Лермонтовым в 1831 году. Что же тогда волновало юного поэта? Какие тайны мира он раскрывает для себя через ткань поэтического текста? В центре него Ангел, сопровождающий душу в очередном ее путешествии из небесного мира в «мир печали и слез». В этом оригинальность сюжета: ведь обычно в произведениях искусства – изобразительных и литературных – речь идет о вознесении души на небо, а здесь наоборот! Что же хотел сказать автор выбором такого сюжета? Может быть, чтобы противопоставить небо и землю? Композиция подчеркивает эту антитезу: текст представляет собой четыре катрена и четко делится на две смысловые части.
Первая часть (1 и 2 катрен) – это своего рода экспозиция, изображение сакрального небесного мира. Она «звучит» умиротворяюще спокойно, плавно, словно часть детской колыбельной песни: Интонация же второй части иная - здесь обнажается конфликт: небесная жизнь противопоставлена земной (она представляется как мука, скучное существование, по сравнению с волшебной жизнью на небесах). Здесь душа человека тоскует по небесному миру, полному блаженства и радости. Центральным художественным образом является, несомненно, песня Ангела, извечный символ душевной гармонии: По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел Она настолько мелодична и свята, что ей с замиранием сердца в н е м л ю т и месяц, и звезды, и даже «толпы» туч (которые, казалось бы, должны быть антагонистами). В песне восхваляется святая безгрешность, великий божественный дух, сокровенные уголки райского мира. Особая роль песни подчеркивается не только на лексико-стилистическом уровне, но и на уровне звукописи (аллитерация сонорных «л» и «н» в словах «полуночи», «ангел», «летел», «песню», «хвала», «великом», «блаженств»). Звуковой повтор создается и благодаря сочетанию «по небу полуночи»: в «полуночи» приставка словно отрывается от оставшейся части существительного, образовывая тем самым новое и дотоле неизвестное слово «луночь» (не зря так же посчитал в свое время маленький Мережковский, ассоциируя с ним волшебный мир, таинственное пространство). Да и весь текст, подчиненный ритму чередующегося амфибрахия (четырех- и трехстопного), словно призван очаровать, заворожить… Но(!) энергия мужской клаузулы, опоясывающей текст, разрушает это блаженное состояние: жесткое звучание финала каждой строки несет в себе предчувствие конфликта: невозможность души, «долго томящейся на свете», избавиться от земного шума и предаться небесным песням, звук которых «в душе молодой остался – без слов, но живой». Именно об этом вторая часть текста – о тоске по небесной гармонии. И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли Не случайно сюда включены слова: «печали», «слез», «остался», «томилась», «скучные», в них - отрицательная коннотация. Этому же служит аллитерация шипящих и свистящих (нес, слез; звук, остался, заменить, скучные) - так создается ощущение дисгармонии, «внутреннего раздрая». О чем же «Ангел» Лермонтова? Какое виденье мира поэта обнажает этот текст? В этом поэтическом произведении воссоздано романтическое восприятие Лермонтовым мира, в котором небесное пространство мыслится как отраженный в звучании Божественной музыки и организованный Ею волшебный мир, полный душевного равновесия, гармонии, в з а и м о п о н и м а н и я. И здесь, по всей вероятности, намечается главная болевая точка будущей поэзии Лермонтова - осознание невозможности быть понятым, душевное одиночество. А образ «скучные песни земли» перекликается с горестным « И скучно, и грустно, и некому руку подать…» Обновлено: Опубликовал(а): ulyanad Внимание! Спасибо за внимание.
|
|