|
Вечная проблема взаимоотношения между разными поколениями по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)Знаменитое произведение “Отцы и дети” за авторством Ивана Сергеевича Тургенева совершенно не случайно остается актуальным и читаемым в наши дни, поскольку предлагает читателю поразмышлять над “вечной” проблемой взаимоотношений между разными поколениями. В романе представлена и раскрыта тема конфликта мировоззрений, присущего людям разного возраста, склада ума и закалки. Знаковой фигурой произведения, без всяких сомнений, является образ Евгения Базарова - это неоднозначная личность, сильная и яркая, индивидуальная в своих взглядах на жизнь. Мораль и поступки данного героя весьма неоднозначны, читателю представляется возможность самому сформировать личное мнение о Базарове, но, нужно заметить, это весьма непросто, поскольку этот персонаж едва ли может вписаться в простые и понятные представления о хорошем или же плохом человеке. Даже сам Иван Сергеевич так высказывался об образе Евгения “...я не знаю, люблю ли я его или ненавижу?” Столь неоднозначное авторское отношение к Базарову более чем оправдано, поскольку Тургенев ясно дает понять, что оценка личности этого персонажа совершенно не равнозначна признанию и согласию с его взглядами на жизнь. Так, Иван Сергеевич явно благосклонно относится к Евгению как к человеку стойкому, самокритичному, деятельному. Автор даёт понять, что перед читателями предстает образ сильного, умного и благородного человека, избравшего для себя специфические убеждения. Именно жизненные позиции Базарова являются своеобразным камнем преткновения: Тургеневу чужд возведенный в абсолют рационализм, отрицание прекрасного и созидательного, скупость чувств. Иван Сергеевич не может согласиться с непререкаемым нигилизмом Евгения, но признает в нём достойного человека, именно поэтому призывает каждого из читателей ознакомиться с его личностью и историей. Без всяких сомнений, образ Базарова любим Тургеневым - это можно уловить в том, какие стороны личности данного персонажа раскрывает автор в ходе повествования. Так, например, в эпизоде дуэли с Павлом Петровичем читатель не может не признать благородства Евгения, который не только проявил мужество и бесстрашие как дуэлянт, но и продемонстрировал высокие нравственные стандарты, первоочередно озаботившись ранением своего оппонента. Базарова можно назвать образцом деятельного гуманизма, для этого человека в целом характерно стремление помогать людям : он лечит крестьян из окрестных деревень и сына Фенички. Однако существует и обратная сторона личности Евгения, с которой Тургенев оказывается непримирим: нигилизм Базарова, его категоричность в вопросах прекрасного, чувств, эстетики - всё это, без сомнения, чуждо Ивану Сергеевичу, поскольку сам он, конечно же, был человеком, наделенным огромной способностью к созиданию прекрасного. Оттого высказывания Базарова о природе, искусстве, женщинах кажутся столь грубыми и высокомерными - Тургенев намеренно возводит эти убеждения героя в абсолют, желая показать, насколько нелепо и самонадеянно это звучит из человеческих уст. Автор, конечно же, совершенно не случайно выбирает для своего героя особый путь, где Евгений сталкивается именно с тем, что отторгал и высмеивал - с любовью и истиной красотой этого чувства. Это кажется поначалу смешным: столкновение несокрушимых, казалось бы, жизненных убеждений со столь ничтожными, как думалось Базарову ранее, эмоциями к женщине. Однако вскоре читатель понимает настоящую трагедию этого события, заключающуюся не только в глубочайшем личностном кризисе главного героя, но и в ужасающих обстоятельствах, развернувшихся параллельно с этим. Иван Сергеевич описывает всю глубину переживаний Евгения, очевидно, сопереживая его смятению. Разумеется, Базарову, человеку решительному, привыкшему к категоричности собственной натуры, непросто принять свои чувства к Анне Сергеевне, он мучается от внутренних противоречий, поскольку впервые понял, что не способен быть рассудителен и холоден, уступая своему сердцу. Вместе с тем на долю Евгения выпадает страшное испытание - болезнь, ставшая для него в конечном счете смертельной. Это одна из самых тяжелых и важных частей всего романа, в ней автор скорбит о судьбе Базарова вместе с читателями, поскольку перед нами предстаёт чудовищная неотвратимость - гибель благородного, стойкого и умного человека. Евгений не сломлен перед лицом смерти, он, переосмысливший свои взгляды на жизнь, не становится слаб и жалок, однако теперь в нем больше понимания к людям. Так, например, будучи убежденным атеистом он отказывается от исповеди, но соглашается с мольбами родителей о принятии причастия, путь и лишь в бессознательном состоянии. В этом эпизоде Иван Сергеевич ясно дает понять: Базаров не утратил стойкости своей натуры, не уступил ни страху перед смертью, ни горечи от осознания крушения личностных идеалов, он лишь стал человечнее, столкнувшись с ужасающими жизненными обстоятельствами, сумев признать свои ошибки - это, вне всяких сомнений, вызывает настоящее восхищение. В заключении стоит сказать, что Тургенев, конечно же, любил образ Евгения Базарова. Автор наделил этого персонажа гибким умом, настоящей стойкостью, внутренней силой и благородством. Базаров - достойный человек, и Иван Сергеевич не раз указывает на это. Взгляды Евгения на жизнь - вот что вызывает отторжение у автора, поскольку отрицание красоты и величия мира, полного высоких чувств и идеалов, однозначно, чуждо Тургеневу. На мой взгляд, Иван Сергеевич совершенно не случайно сделал из Базарова не безнравственного прагматика, а человека стойких убеждений и, на деле, огромной души, поскольку считал важным указать на то, сколь губительно для людей бывает отрицание красоты, величия любви и красоты, наполняющей нашу жизнь. Обновлено: Опубликовал(а): Florglass Внимание! Спасибо за внимание.
|
|