|
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» 4 класс (Читательский дневник)1. автор: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк; 2. название: «Вертел»; 3. жанр: рассказ; 4. класс: 4 класс; 5. год написания: 1885; 6. Эпоха, описываемая в произведение, это конец XIX – начало ХХ века, действие происходит в Екатеринбурге; 7. Действующие лица: Прошка – сирота, рабочий гранильной мастерской, Алексей Иваныч – хозяин мастерской, Анна Ивановна – молодая барыня, покупательница камней, Володя – сын Анны Ивановны, Ермилыч, Спирька – рабочие мастерской; 8.Сюжет: Двенадцатилетний круглый сирота Прошка трудится в гранильная мастерской «вертелом» - на ручном станке целыми днями обтачивает драгоценные и полудрагоценные камни. Условия его жизни ужасающие: темнота, сырость, грязь, недостаток свежего воздуха и скудное питание. Он ненавидит колесо, которые крутит целый день, ненавидит своего хозяина Алексея Иваныча, ненавидит заказчиков, которые покупают камни, «без которых так легко обойтись». Однажды в мастерскую приходит барыня Анна Ивановна со своим сыном Володей. Она обращает внимания на Прошку и приглашает его к себе в гости. С тех пор Прошка каждое воскресенье бывает в господском доме, где его кормят и учат грамоте. Но Прошке совестно просто так есть чужой хлеб – он начинает работать с удвоенное силой, надрывается, заболевает и в конце концов умирает. На его похоронах Анна Ивановна плачет, плачет не только по этому круглому сироте, а по всем бедным детям, которым она не может помочь. 9. Личное мнение: Рассказ «Вертел» пересекается с другими рассказами русской литературы конца XIX – начала ХХ века, повествующими о нелегкой судьбе детей из низших сословий. Но более всего по сюжету это произведение схоже с рассказами «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича и «Петька на даче» Л. Андреева. Во всех этих произведениях показана тяжелая, полная невзгод и лишений детская жизнь. Причем всё описываемое происходит при полном равнодушии общества. Для социума это дети-невидимки. В этом плане рассказ «Вертел» выбивается из общего ряда: героиня Мамина-Сибиряка Анна Ивановна словно прозревает: видя воочию ужасающие условия жизни маленьких работников, вынужденных в буквальном смысле за кусок хлеба идти на добровольную каторгу, она начинает по-другому расставлять приоритеты. Например, ее прежнее увлечение драгоценными камнями сходит на «нет», т.к. женщина понимает, что относительно невысокую стоимость украшений объясняет практически бесплатных труд таких безропотных сирот, как Прошка, за которых чаще всего некому заступиться. Она пытает хоть как-то повлиять на это, изменить хотя бы одну детскую жизнь, но сама психология ребенка не позволяет ему принять эту помощь. Круг замыкается. Д.Н. Мамин-Сибиряк не делает выводов, но очевидно, что для коренных изменений необходим слом общественного сознание, всеобщее понимае проблемы. В ином случае трагедии, подобные описанной, будут происходит с ужасающей частотой, а попытки отдельных энтузиастов в спасении детских жизней, не изменят общую картину. Обновлено: Опубликовал(а): Hanna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|