|
Деревенский пожар (анализ произведения) (Салтыков-Щедрин М. Е.)Автор на примере одного события – пожара – обнажает проблемы и конфликты социальных слоев общества того времени: крестьян, духовенства и дворянства.
Крестьяне Крестьянам всегда тяжело жилось. Это хорошо показано на примере погибшего ребенка, его матери и деревни в целом. Петька вместо того, чтобы спасаться, как все дети, не смог бросить хозяйство. Мальчик понимал, что он «один в семье мужик», поэтому остался дома, спасая имущество. В то же время он остается ребенком, потому что не смог правильно оценить ситуацию и бросить хозяйство, чтобы спасти свою жизнь.
Татьяна осталась совсем одна, а женщине одной в деревне не выжить. Татьяна не взяла денег на новый дом, он ей не нужен, она не сможет одна вести хозяйство, женщина умерла вместе со своим сыном. Остается только догадываться о ее дальнейшей судьбе, но выбор здесь невелик: либо она погибла, либо пошла в город перебиваться случайными заработками. Неурожай – это смерть, жить без своего хозяйства – это смерть. Не было магазинов на селе, а если бы даже они и были, не было денег у крестьян. Вести хозяйство – это тяжелый физический труд, это не просто в свое удовольствие цветы и ягоды сажать. Надо было выращивать урожай на всю зиму, обработать его, где-то хранить. Кроме того, работать надо было еще и на барский огород, на местного попа. Жизнь страшная, безысходная: этот урожай сгорел, до нового еще далеко, надо чем-то питаться и где-то жить. Но в конце произведения мужик опять восстал в буквальном смысле из пепла, выстроил новые дома, собрал урожай, жизнь продолжается.
Духовенство Местный поп олицетворяет собой духовенство. Церковь для крестьян – своего рода социальный институт, безальтернативный источник информации. Попов недолюбливали, уважали и побаивались. Служители культа редко сами работали на земле, зато обирали население. Здесь поп без зазрения совести взял деньги, которые не стала брать Татьяна. Духовенство, которое пытается нажиться на всем, даже на горе несчастной женщины, когда она, будучи в состоянии шока над телом своего единственного сына, не берет денег.
Дворянство Барыня оказалась доброй, крестьянам повезло. А ведь она могла и ничего не сделать для этих людей, и никто бы ее за это не осудил. Она не только по доброте душевной решила собрать деньги для Татьяны. Этим поступком она как бы откупается от проблем своих крестьян. Выразить сочувствие по-человечески не приходит в голову. Оторванность от народа. Ее дочь, с одной стороны, кажется больше всех сочувствует горю женщины, потерявшей сына. Однако нет. Девочка так и не поняла, почему та не взяла денег. Опять же оторванность этого слоя от своих же крестьян. Дворяне не видели в них людей со своими проблемами, радостями, воспринимали их лишь как инвентарь или скот для обработки их земель.
Автор даже назвал это произведение «ни то сказкой ни то былью», поскольку сама деревня и персонажи – выдумка, а социальные проблемы, отраженные в «Деревенском пожаре», - быль. И привело все это впоследствии к революции и свержению монархии. Обновлено: Опубликовал(а): sorba-nera Внимание! Спасибо за внимание.
|
|