|
Что общего между великодушием и состраданием? («Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков) (Итоговое сочинение (декабрьское))Что общего между великодушием и состраданием? Сострадание. Великодушие. Жалость. Желание помочь и способность простить. Часто эти понятия мы воспринимаем как синонимы. И действительно, основой этих качеств является доброта, безграничное светлое начало в человеке. Сострадание – это сочувствие чужому горю, участие в судьбе человека, бескорыстная помощь, способность понять другого. Великодушие же – величие души, уступчивость, снисходительность, отсутствие злопамятства, способность простить человека, не вполне этого заслуживающего, способность стать выше моральных норм. Получается, что сострадаем мы человеку, нуждающемуся в помощи, попавшему в беду, а великодушие можем проявить и к преступнику, и человеку, переступившему черту нравственности. И часто первым шагом к проявлению великодушия является сострадание, жалость, гуманность. В литературе немало примеров проявления героями и сострадания, и великодушия. И это закономерно, ведь вопросы нравственности вечны и волнуют и авторов, и читателей. Так, в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова центральная тема – добро и зло. И даже Воланд, олицетворение темных сил, не лишен великодушия и сострадания. Он появился в Москве, чтобы обличить пороки общества, но и его не оставила равнодушным история Маргариты. Узнав об ее страданиях и самом сокровенном желании, он приглашает ее быть королевой на его балу, наградой за который будет исполнение ее мечты. Но Маргарита имела неосторожность дать надежду Фриде, она, сама того не желая, пожалела убийцу собственного ребенка, помимо ее воли милосердие ворвалось в душу, а за ним и великодушие. И вместо того, чтобы попросить Воланда вернуть ей мастера, героиня просит не подавать платок Фриде. Это истинное великодушие: она не осудила преступницу, пожертвовала самым дорогим ради избавления от страданий другого. Ее бесконечная доброта пробудила великодушие и в князе тьмы – желание Маргариты исполнено. Булгаков размышляет о доброте и в фантастической части своего романа. По мнению Иешуа, все люди добрые. Даже прокуратор Понтий Пилат, который не осмелился спасти арестанта и который слывет жестоким человеком. Даже Марк Крысобой: «Если бы с ним поговорить, я уверен, что он резко изменился бы». Даже Иуда, предавший его. Этим людям не хватает человеческого участия, энергии добра, идущей от человека к человеку. Га-Ноцри жалеет их. Они несчастливы, потому что утратили веру в добро и людей, но сущность человека светлая. Истина для Иешуа – деятельное добро, милосердие, сострадание, великодушие. Он готов помочь Понтию Пилату, излечив его от изнуряющей головной боли, а главное - от черствовсти сердца. Бродячий философ уверен, что добро сильней, стоит лишь поговорить с человеком. И он оказывается прав: игемон, проявив малодушие, раскаивается и ждет прощения две тысячи лет, а Иешуа этой встречи, чтобы еще раз показать свое великодушие и освободить прокуратора. Таким образом, великодушие и сострадания – это в первую очередь доброта, светлое начало в человеке. Милосердие заставляет помогать и сопереживать нуждающимся, а великодушие помогает простить заблудшего. Обновлено: Опубликовал(а): Ольга Леонидовна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|