|
Вы здесь: Критика24.ру › Итоговое сочинение (декабрьское)
Согласны ли вы с утверждением Печорина: счастье - «насыщенная гордость»? (Итоговое сочинение (декабрьское))Наверное, каждый человек в тот или иной период своей жизни задумывался над тем, что такое счастье. В психологии сложилось такое определение данного понятия: это состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Даёт свое определение этой нравственной категории и герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин- «насыщенная гордость». Но можно ли согласиться с ним? Я думаю, нет. Это высказывание мы читаем в дневниковой записи Печорина от 3 июня, когда он, увлечённый игрой чувствами Грушницкого и Мери, задаёт себе вопрос — а какова же цель этих манипуляций? И, не найдя ответа, пытается разобраться в тех ощущениях, которые он при этом испытывает. В своих размышлениях Печорин приходит к выводу, что таким образом он заполняет душевную пустоту и добивается поставленной цели, а это и тешит самолюбие героя. Не отсюда ли сравнение его с Вампиром, испытывающим постоянную потребность в пище и остающимся вечно ненасытным? Вся жизнь Печорина противоречит этой эпатажной формулировке: счастье - «насыщенная гордость». Уже следующая фраза в дневнике свидетельствует о том, что герой не считает себя лучше других, а значит, не может назвать себя счастливым. Прекрасный психолог, Печорин раскрывает тайну контрабандистов, добивается любви Мери и Бэлы, расстраивает интриги Грушницкого, но почему же тогда он признаётся в том, что «и сам не менее несчастлив»? Откуда такая необычная метафора - «я играл роль топора в руках судьбы»? Нет, не может человек, так откровенно исследующий самые потайные уголки своей души и подчас презирающий себя, быть счастливым! Ещё одно тому доказательство — письмо Веры, единственной женщины, которую Печорин по-своему любил и которая лучше других понимала его натуру. «Но ты был несчастлив...», - пишет она. Противоречат высказыванию Печорина о счастье и его размышления в повести «Фаталист» о невозможности счастья как такового. Высказывание лермонтовского героя о счастье не может не натолкнуть на мысль о том, что каждый человек даст своё определение счастья в зависимости от многих обстоятельств: жизненного опыта, конкретной ситуации и так далее. Так, князь Андрей Болконский, разочаровавшись после Аустерлица в военном искусстве и в своём недавнем кумире Наполеоне, разговаривая с Пьером на пароме, говорит о счастье: «Я знаю только два действительных несчастья: угрызение совести и болезнь. А счастье есть только отсутствие этих двух зол». На другом жизненном этапе герой Толстого, наверное, добавил бы сюда и любовь к женщине, и ощущение полезности людям. А для сегодняшнего подростка, только ищущего дорогу к людям и себя в окружающем мире, счастье - «это когда тебя понимают» (фильм «Доживём до понедельника», снятый по сценарию драматурга Григория Полонского). Таким образом, мы видим, что понимание счастья у каждого человека может быть своё. Высказывание Печорина продиктовано его мировоззрением под влиянием ценностей светского общества и в условиях невозможности найти героем достойного применения своим недюжинным талантам и душевной энергии. Обновлено: Опубликовал(а): listsova.tatyana Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|