|
Образы ночлежников по пьесе На дне (Горький Максим)Драма М.Горького «На дне», написанная им в 1902 году, становится отражением жизни нищих, «опустившихся» людей, показывает их быт, их мысли и мировоззрения. Писатель в своем произведении продолжает традиции критического реализма, начинавшего складываться с 40-х годов 19 века. Предметом исследования Горького становятся социальные условия русской действительности рубежа веков и ее отражение в сознании героев. Каждый образ произведения заключает в себе множество деталей, каждый персонаж интересен своей историей, своим отношением к жизни и требует отдельного рассмотрения. Разнообразие образов в пьесе, их внутренняя противоречивость позволяет автору создать «удивительно русский колорит» (И.Ф.Анненский). И хотя мы говорим о духовном разложении и нравственном упадке обитателей ночлежки, тем не менее в основе пьесы стоит философский конфликт – столкновение взглядов, отношения героев к различным явлениям жизни. Горький также пытается определить социальные причины, воздействовавшие на характер героев, для чего рассказывает их предысторию посредством диалога. Первое действие пьесы начинается с описания ночлежки, что позволяет драматургу ввести нас в этот мир нищеты и упадка. Напоминает тюрьму «подвал, похожий на пещеру», с его тусклым, почти отсутствующим светом и нарами вокруг стен, в котором уживаются более десяти человек. Во втором действии герои даже запевают тюремную песню, которая несет особый смысл: «солнце всходит и заходит» снаружи, во всем мире кипит жизнь, в то время как в их «тюрьме» темно и сыро, всё здесь перестало развиваться, застоялось. Именно в такой атмосфере и живут герои пьесы М.Горького. Общее мест жительства, наряду с другими приемами обрисовки персонажей, как настоящее и прошлое героев, их мечты и стремления или отсутствие оных, отношение к Луке, имя или прозвище, и др., позволяют отследить некоторые закономерности в судьбе «людей дна», выяснить причины, по которым они здесь оказались и понять авторское к ним отношение. В списке действующих лиц писатель дает краткое представление героев: у кого-то мы узнаем профессию и имя-отчество, описание других же ограничивается лишь прозвищем и указанием возраста. Но уже отсюда мы можем сделать вывод, что здесь, «на дне», оказываются люди разных поколений и с разными умениями. Герои пьесы не связаны одной сюжетной линией, некоторые из них даже не вступают в диалог друг с другом. Единственным связующим звеном между ними становится Лука – шестидесятилетний странник, появляющийся в конце первого действия. Биография его туманна, восстановить её можно лишь по отдельным фразам и намекам: в молодости он много увлекался женщинами («Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было..."); вероятно, в связи с одним из таких увлечений, Лука "ошибся однажды", и попал в Сибирь, на каторгу или поселение, а затем оттуда сбежал. Теперь бродит он "без бумаг" с места на место по стране, узнавая людей и в какой-то степени просвещая их. Роль Луки в пьесе чрезвычайно важна – на основе столкновения его мировоззрения с убеждениями других героев и раскрывается философский конфликт произведения. Лука, будучи мягким, добрым и гуманным человеком, находит ко многим подход и тем самым возрождает в обитателях ночлежки веру в лучшее будущее. Сильное влияние своими речами оказывает странник на Актера. Этот герой ранее работал в театре, играл в спектаклях, отрывки, фразы из которых ему и сейчас вспоминаются («В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь…»). На момент действия пьесы Актер только пьянствует и даже не пытается как-либо изменить своё положение. «Мой организм отравлен алкоголем» - заявляет он и признает, что эта пагубная привычка разрушила его жизнь. Кардинально меняется отношение Актера к своей жизни после прихода Луки: слова странника заставляют пьяницу бросить пить и начать копить деньги на дорогу до таинственного города, где находится лечебница для алкозависимых. После ухода Луки Актер осознает реальную безысходность своего положения и совершает самоубийство, которым и заканчивает пьеса Горького. Судьба его явно ассоциируется с судьбой героя «притчи о праведной земле», которую рассказывает ночлежникам странник. Самоубийство Актера можно интерпретировать по-разному. Для кого-то это может показаться проявлением слабости, а кто-то скажет, что герой набрался сил для того, чтобы покончить со всем. Возможно, верны обе точки зрения: слабый герой, осознав гибель своей души и утрату веры, совершает сильный поступок, отдав предпочтение смерти физической вместо смерти духовной. Благотворно влияет Лука и на Настю – романтичную «девицу» 24 лет, живущую в мечтах и фантазиях. Жители ночлежки высмеивают и осуждают девушку за её приверженность к выдумыванию фактов биографии на основе прочитанных романов. Странник же успокаивает Настю, дарует ей веру: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!». Удивителен тот факт, что живущая посреди мрака и грязи двадцатилетняя девушка, не видевшая в своей жизни ничего светлого, сохраняет девическую мечтательность и некую детскую наивность. По словам Бубнова, своими фантазиями она «пытается душу себе подкрашивать». Успокаивает Лука душу Анны – еще молодой женщины, умирающей в этом подвале от чахотки. Провела она тяжелую жизнь со своим мужем - Андреем Митричем про прозвищу Клещ, сорокалетним слесарем. По словам Анны, муж её постоянно избивал («Побои… обиды… ничего кроме – не видела я… ничего не видела!"). Анна является доброй, кроткой, незлопамятной женщиной. Даже находясь при смерти, она продолжает заботиться о муже, который причинил ей много зла. Муж её, Клещ, работящий человек, с детства приученный к труду, мечтает выбраться «со дна», чем отличается от других жителей ночлежки. Актер, Настя, Анна… Этих героев можно назвать слабыми, и поддержка Луки им была необходима. Подаренная им надежда смогла вселить в них духовную силу и успокоить душу. Но есть в пьесе и такие персонажи, которые не прислушиваются к словам старца или и вовсе опровергают их. Сатин – пьяница, шулер, отсидевший в тюрьме за убийство – осуждает философию Луки и называет её «религией рабов и хозяев». Из реплик героя мы узнаем о его прошлом: когда-то он был хорошо образован, много читал и имел работу. Сейчас он потерял всё это, и его основное времяпрепровождение – это игра в карты и пьянство. Несмотря на такой образ жизни, герой не теряет собственной точки зрения. В заключительном четвертом действии мы слышим два его монолога, в которых обличается неверность рассуждений Луки. «Человек – вот правда!» - заключает Сатин, и эта его мысль противопоставлена точки зрения странника, выявляющего главенствующую роль сострадания. Важно отметить, что именно Сатин в пьесе является героем-резонером: в его монологи вложены мысли самого Горького. Исходя из этого, можно увидеть и авторское отношение к героям пьесы. Нередко возникает в действии драмы и сорокапятилетний картузник Бубнов. С ним ведет диалог Сатин, Актер, Клещ и другие персонажи. В прошлом Бубнов был скорняком - мастером по изготовлению изделий из меха и кожи, имел свою мастерскую. Также известно, что Бубнов был женат, однако В результате развернувшейся семейной драмы он потерял свое дело и остался в нищете. Барон - мужчина 33 лет, дворянин по происхождению. По его словам, предки его были богатыми «выходцами из Франции», а дед занимал высокий пост при Николае 1. Отсидел в тюрьме за растрату казенных денег и теперь оказался «на дне». Барон осознает своё нынешнее нищенское положение и, подобно другим героям, смиряется с ним: «Нечего ждать… Я – ничего не жду!». Как становится известно из сюжета пьесы, он живет с Настей, которая обеспечивает его «деньгами на выпивку». В четвертом действии мы видим их ссору, в которой любящая выдумку мечтательная девушка смеётся над рассказами Барона о прошлой жизни: «Врешь! Не было этого!». Наличествует в драме и ряд других образов, о которых мало что известно. В отличие от вышеперечисленных героев, они не играют важной роли для понимания основной мысли произведения и существуют скорее для создания обстановки «дна жизни» и изображения русского колорита. К таким героям можно отнести Квашню – торговку пельменями, молодого Алёшку-сапожника, Татарина, Кривого Зоба и других, редко появляющихся в пьесе персонажей. В пьесе «На дне» Максим Горький создаёт множество образов с различными жизнями, мыслями, стремлениями. Именно сознание ночлежников и проявившиеся в нем стороны русского национального характера становятся для писателя основным предметом изображения. Обновлено: Опубликовал(а): ElenaS Внимание! Спасибо за внимание.
|
|