|
Анализ «Горе от ума» А.С. Грибоедова (Читательский дневник)История комедии «О стихах я не говорю – половина войдет из них в пословицу» - именно так охарактеризовал А. С. Пушкин комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это произведение писалось с 1824 по 1825 годы. Идея комедии, обличение дворянских пошлых и косных взглядов, пришла Грибоедову во сне. После этого он начал чаще появляется на балах, подмечать некоторые интересные детали поведения, общения людей, разнообразные случаи из обычной жизни и записывать их. Также увлекательна и история печати пьесы: она не увидела свет в полном издании на русском языке при жизни автора. Сначала комедия печаталась отрывками, подвергалась цензуре и неоднократно переписывалась, потом ходила долго в рукописных списках, которые поддерживались Грибоедовым. Отправляясь же на Каказ, а в дальнейшем в Персию с дипломатической миссией, рукопись произведения была передана Ф.В. Булгарину. Грибоедов погиб, а произведение живо и по сей день. В привычном для нас виде оно было опубликовано в 1833 году, но даже после этого постановки подвергались изменению и жесткой цензуре. Название Самый начальный вариант комедии имел название «Горе уму», но в последствие был изменен. Что подразумевает первое название? Самому уму горе, то есть страдают интеллектуальные способности героя, они не могут развиваться в такой среде. Но этого недостаточно, само понимание ума должно было быть шире – это и образованность, и просвещенность, и передовые взгляды, из-за обладание которыми и страдает герой. Именно герой, а не его разум. Автор хотел подчеркнуть не способность мыслить – идеи Чацкого важны. Течения в литературе В произведении «Горе от ума» соединились три литературных течения – это классицизм, романтизм и реализм. К чертам классицизма относятся единство места, все действия происходят в доме Фамусова и единство времени, события происходят за одни сутки. Романтическим является образ главного персонажа, Чацкого, который характерно для этого направления противостоит обществу. Проявлением реализма, можно назвать, изображение обычного дворянского образа и типичных его представителей. Конфликты Пьеса основывается на двух конфликтах: любовном и социальном. Основой любовного считается отношения между Молчалиным, Софьей и Чацким, что принято называть в литературе любовным треугольником. Софья любит Молчалина, он ее использует ради карьеры; Чацкий любит Софью, она его использует ради прикрытия. Но их взаимоотношения – это всего лишь отражение главного конфликта – социального, который строится на противопоставлении «века нынешнего» и «века минувшего», устарелых ханжеских взглядов принятых в обществе и новых идей, пропагандирующих правду, честь и свободу. Сюжет Первое действие являет собой экспозицию комедии. Мы узнаем о хронотопе пьесы, знакомимся с ее героями. Ситуация в доме относительно обычная для того времени: молодая девушка проводит тайно время с возлюбленным, на страже служанка, помогающая своей госпоже (типичный персонаж пьес того времени), потом приходит недалекий отец (что тоже типично). Но этот краткий промежуток времени показывает нам, что все друг другу врут с улыбкой, прячут свои пороки и хвалятся благочестием. Например, Фамусов, заигрывающий с горничной, говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Также следует обратить внимание на сон Софьи. Через этот рассказ девушка чуть ли не прямо высказывает отцу свои мысли о любви и возлюбленном. Но интересны две детали – это характеристика мужчины из сна и реакция Фамусова. Софья делает акцент на робости своего избранника, что в дальнейшем более ярко отразится в характеристики данной Чацким «муж мальчик, муж слуга». Интересен тот факт, что именно такой тип мужчин считался идеальным для того времени. Ответ же Фамусова на ее слова был категоричен и отрицателен. Единственное не устраивающее обстоятельство отца – это бедность. «Кто беден, тот тебе не пара» - вскрикивает он. Его материальная зацикленность идет в противовес счастью дочери. Можно отметить и тот факт, что первые упоминания о Чацком появляются в экспрозиции в виде воспоминаний. Софья рассказывает нам, что они вместе росли, были близкими людьми, но потом он ее бросил и уехал путешествовать. Для нее это была большая потеря, это разбило ее сердце: говоря про него она чуть ли не плачет. Экспозиция дает почву всем событиям, которые будут в дальнейшем развиваться – это и любовный треугольник, и поиск Фамусовым жениха, и отрицание им всего человечно-искреннего, и неприятие Чацкого в доме. Завязка – это приезд Чацкого. Развитие действия происходит довольно стремительно. Фамусов ищет возлюбленного из сна дочери, подозревая всех. Софья пытается прикрыть свои чувства к Молчалину Чацким. Чацкий спорит с Фамусовым из-за разных идеологических ценностей. Кульминация произведения – это бал. На нем Софья не выдерживает гнета и оскорбления Чацким всего того мелочного и привычно, что она любит, объявляет его сумасшедшим. И в правду он безумен. Все это время он пытался перевернуть весь мир фамусовского представления о жизни, причем довольно в грубой и нетерпеливой форме, это тоже самое, что стучаться в закрытую дверь. По этой причине гости с легкостью верят выдумке Софьи и моментально распространяют ее. Никто из них не задумывается над тем: правда это или нет – гости просто передают сплетню, добавляя к ней самые низменные подробности, что тоже, можно отнести, к характеристики нравов этих людей. Развязка любовного конфликта – вскрытие лжи и не любви Молчалина Софье, Софьи Чацкому. Социальный заканчивается неоднозначно – Чацкий уезжает. Финал остается открытым, мы можем только предположить, что будет дальше. Возможно, главный герой продолжит распространять идеи и даже, как-то изменит мир, продолжит развиваться и учиться; возможно, он станет просто болтуном, как Репетилов; возможно, продолжит свои путешествия и поиски себя – все может быть. Открытый финал дает повод рассуждать, выдвигать самые разнообразные теории и тем саамы больше и глубже понять героев. Обновлено: Опубликовал(а): frida.suv Внимание! Спасибо за внимание.
|
|