|
История духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева (Чехов А. П.)Рассказ «Ионыч» был написан в 1898 году. И на протяжении 120 лет нет точного ответа на вопрос о духовной деградации главного героя рассказа, Дмитрия Ионовича Старцева. Основная особенность чеховской прозы – лаконизм и скрытый подтекст, в котором сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром. Рассчитывая на нравственную чуткость и активное сотворчество читателя, Антон Павлович Чехов писал: “Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он добавит сам…” Деградация – это постепенное ухудшение, упадок. Но можно ли назвать изменения Дмитрия Ионовича Старцева именно деградацией? На прошлом уроке мы сформулировали тему рассказа так: протест против человеческой пошлости, мещанства и самовырождения человека. Но Чехов не пишет, что Старцев – обыватель или мещанин. Дмитрий Ионович это не человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами, а скрытый от людей и сам от себя интеллигент, не потерявший с годами душевной чистоты. Чехов идёт от частного к общему. Показывая обстановку в городе С и его бездуховность, использует описание всего лишь одной семьи и изредка, не называя имён, показывает поведение обывателей города С в присутствии главного героя. Старцев восклицает: “если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город”. Таким образом, изображая крупным планом семью Туркиных, автор тем самым характеризует невысокий образовательный и культурный уровень городской интеллигенции, а также противопоставляет им Дмитрия Ионовича. Главный герой сильно изменяется со временем. Изменения прослеживаются во многих аспектах его жизни. Меняется его фигура – от подтянутости к дряблости и пухлости, - меняются привычки – от постоянной работы в земской больнице к разъездам по частным больным в городе и игре в винт, - меняются взгляды – от восхищения работой рук к восхищению уютом и работе мозга, - меняется отношение к любви и её объекту – от нежности к рассудительности и неприятию. Местные жители сначала видят в нем прекрасного молодого земского доктора и интеллигентного человека, потом – молчаливого и угрюмого «поляка надутого». Но его расширяющееся состояние, которое растёт из-за развивающейся любви к деньгам и страсти наживы, приводит к уважению со стороны жителей. Они стараются угодить ему, хотя называют просто Ионычем. Само название рассказа «Ионыч» и прозвище главного героя неслучайны. Имя Ион с древнегреческого переводится как «терпеливый». Вот и главный герой рассказа - сын «терпеливого» человека. Он перенял это свойство и потому сносит испытания мещанством в городе С, старается слиться с ним, но не становится на один уровень. Старцев – конформист (Конформизм – пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений), но не обыватель. Обновлено: Опубликовал(а): Уруруру Внимание! Спасибо за внимание.
|
|