|
«У классной доски» Лев Абрамович Кассиль 3 класс (Читательский дневник)1. «У классной доски»; 2. Лев Абрамович Кассиль; 3. Жанр: рассказ; 4. Класс: 3; 5. Год: 1942; 6. Описываемые в произведении события происходят во время Великой Отечественной войны; 7. Главные герои: Ксения Андреевна Карташова – школьная учительница, Костя Рожков – ученик, лучший школьный пловец, Шура Капустина – ученица, Сеня Пичугин – ученик, немецкие офицеры, партизаны. 8. Сюжет: Близ села, в котором происходят описываемые события, проходит линия фронта. Из-за частых налетов занятия в сельской школе не ведутся, однако ребята вместе с учительницей Ксенией Андреевной помогают местному партизанскому отряду, сообщая о перемещениях немецких частей, а также передавая продукты питания и другие необходимые вещи. Однажды, когда дети собрались во дворе школы, послышался звук моторов и во двор въехали немецкие мотоциклисты. Они завели учительницу и детей в класс, и, нарисовав на классной доске схему местности, стали требовать показать, где находится партизанский отряд. Все молчали. Тогда немецкий офицер стал целится в учительницу и считать до трех. Неожиданно Костя Рожков поднял руку и сказал, что покажет место расположения партизан. Офицер наклонился в мальчику, он же в этот момент резко перевернул доску, ударив ею немца, и выпрыгнул в окно, находившееся за ней. Немцы кинулись в погоню. Догнать мальчика не удалось. К тому же немецких отряд уже был выслежен партизанами и не более чем через 15 минут партизанский командир допрашивал немцев. 9. Личное мнение: Как видно из даты написания, рассказ создан во время Великой Отечественной войны, причем в тот период, когда велись наиболее ожесточенные бои и порой силы противника превосходили силы наших частей. Рассказ входил в цикл произведений, созданных Кассилем для чтения по радио. Конечно, эти рассказы носили пропагандистский характер, однако ничего плохого в этом нет, напротив, люди должны были верить в том, что победа будет за ними. Если вернуться к самому рассказу, то стоит отметить, что Кассиль умеет держать своих читателей в напряжении: он описывает события таким образом, что начинаешь переживать «всё ли будет благополучно?», «как разрешится эта ситуация?». Хочется также отметить еще одну особенность прозы данного автора: он умеет передавать чувства, настроения своих героев через детали. Например, в самом начале рассказа он говорит о том, что «у Ксении Андреевны руки поют», а в кульминационной части, во время вопроса учительницы немцами, детям показалось «что ее мягкие певучие руки сами застонали». Или, описывая детей в классе, говорится, что Костя Рожков (которому предстоит совершить подвиг) так крепко переплел пальцы рук, что со стороны казалось, что какая-то невидимая сила удерживает их и мешает мальчику разъединить пальцы. Безусловно, это намного лучше передает внутреннее напряжение ребенка, готового рискнуть своей жизнью ради спасения жизни других, чем банальное описание «он сидел с напряженным видом». Есть в рассказе и другие детали, благодаря которым в воображении читателя складывается картина о детях, ненавидящих фашистов, о храбрости школьной учительницы, о уважении к ней ее односельчан. Актуально ли это произведение сегодня? Думаю, да. Конечно, читать его современным детям нужно с ремарками, но сама идея о том, что каждый может совершить подвиг, что необходима. Быть может, когда-нибудь это поможет спасти человеческую жизнь. Обновлено: Опубликовал(а): Hanna Внимание! Спасибо за внимание. |
|