|
Историко-культурный комментарий к произведению М. Горького «На дне» (Школьные сочинения)Хронотоп пьесы Максима Горького «На дне» конец 1901 – начало 1902 года, время тяжелое для России. Острота социального вопроса, растущее недовольство современной властью предвещают необратимые перемены. А пока, накануне революции, в обществе царит нищета и бесцельное существование.
Место действия – ночлежка, тёмная и мрачная (в авторских ремарках она сравнивается с пещерой). Обстановка дома символизирует современную пьесе страну, ее тьму и безнадежье.
О системе образов пьесы сам М. Горький писал так: «Она (пьеса) явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром "бывших людей", к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще "люмпен-пролетариев", но и некоторую часть интеллигентов, "размагниченных", разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти – неизлечимы.»
Так ночлежный дом становится срезом всего общества. Здесь есть свои мещане – Барон, рабочий класс – Клещ, люди искусства – Актёр, ремесленники – Бубнов, воры и шулеры – Пепел, Сатин. Есть и своего рода «хозяева жизни» -- хозяева ночлежки, но и они не слишком отличаются от остальных обитателей: они также оказались на «дне жизни».
Большинство действующих лиц названы прозвищами, а некоторые и вовсе не имеют имен. Этот обычай пользоваться кличками в сочетании с мрачностью обстановки вызывает ассоциации с тюрьмой. Мотив тюрьмы есть на протяжении всего произведения: он и в песне, которую поют обитатели дома, и в невозможности ни для кого из героев его покинуть. Да и сам опыт заключения в тюрьме фигурирует в судьбе почти каждого из персонажей. Эти нескончаемые тюремные аллюзии становятся новой иллюстрацией предреволюционной России как клетки, темницы для населения.
Вопрос противления или непротивления этой тьме насилием являлся главным вопросом общественной мысли начала ХХ века. И Горький-драматург один из первых осмелился своим ответом противоречить таким корифеям литературы как Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский. Противление, -- говорят его пьесы, а обратное становится постыдным среди бедствий народа.
Герои, демонстрирующие смирение перед злом осуждаются Горьким, хотя часто соотносятся с персонажами писателей предшественников, у которых такая терпимость считалась единственно правильной. Так Лука и Бубнов имеют общие черты с Платоном Каратаевым из романа «Война и мир». Однако толстовская любовь к этому персонажу, выраженная и в нежном отношении Пьера к нему, у Горького превращается в неприятие, а сами действующие лица – в некую пародию («картонный Лука» -- говорил об этом явлении литературный критик и публицист Н. Стечкин).
Есть в пьесе и герои образованные. Таков, например, Актёр. Он цитирует на память реплики шекспировского Гамлета, короля Лир, читает стихотворение Беранже «Безумцы». Но и этого человека в финале драмы ждет трагический конец – Актер принимает смерть на пустыре, за ночлежкой. Потому что это – единственный путь вырваться со дна, «порвать цепь». Образованность и культура не способны воспрепятствовать этому.
Другими «вырвавшимися» героями становятся Пепел и Василиса, которые отправляются в тюрьму и пропавшая Наташа. Их настигло новое «дно».
Так для персонажей и, в переносе на реальную жизнь, всех представителей общества начала ХХ века видится только две доступных дороги: дно или смерть.
Это и становится предметом изображения пьесы Максима Горького «На дне». Обновлено: Опубликовал(а): Kabjik Внимание! Спасибо за внимание.
|
|