|
«Человек вне общества – или бог, или зверь» (Аристотель) (ЕГЭ обществознание)В своём высказывании древнегреческий философ поднимает такую острую проблему как невозможное существование человека, как Человека, вне общества, проблему феральных людей. Автор убеждён, что человек зависит от общества и что без него человек может быть человеком только в обществе. Не смотря на то, что наш мир далеко ушел вперед от первобытно - общинного строя, где человеку и его ребенку было достаточно легко отстать от сородичей, эта проблема всё равно остается актуальной и мы периодически сталкиваемся с ней даже в странах с достаточно большим уровнем. Что бы разобраться почему так происходит, необходимо понять, что означают слова: человек, общество, бог и зверь. Человек — это биосоциальное существо, обладающее сознанием, волей, членораздельной речью, внешними психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Бог — в религиозных верованиях сверхъестественное существо; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому Богу принадлежит абсолютная власть над миром. Необходимо отметить, что, например, у древних египтян фараон считался богом. Зверь — это символ дикой природы, биологической субстанции в человеке. Таким образом, мы можем сказать, что человек объединяет в себе бога и зверя и в обществе это сочетание комбинируется, и человек становиться Человеком. Ведь именно в общество дает человеку общение и именно в нем человек становиться способным управлять своим поведением и психическим развитием, то есть именно в обществе человек становиться личностью. Человек является всегда индивидом, но личностью он может быть только в обществе. Изолированный индивид от общества не будет развиваться духовно, он будет развиваться только физически в нем будут развиваться только те черты характера, которые присущи почти любому млекопитающему. Как было сказано выше, существует две крайности человека без общества — это бог или зверь. Примером, когда человек становиться «богом» без общества, можно считать последние годы брахманов. В старости они уходят от общества, истязают себя для того, что бы стать святыми и безгреховными, фактически богами. Или Сергий Радонежский, который ушел от общества в лес и стал творить настоящие чудеса. Или индийский царевич Гаутама, выбравшись за пределы дворца, увидел: старика, больного, похоронную процессию и садуху (святого). Гаутама осознал тогда, что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны. И ни богатство, ни знатность, не могут защитить от них и что путь самопознания — единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью, имущество, трон и отправиться на поиски пути для избавления от страданий. Сейчас мы знаем этого человека, как Будду. А примером, когда человек становился зверем, могут служить феральные люди. Наверное всем известна сказка Киплинга «Маугли», когда мальчика воспитала семья волка и в результате у него были все повадки животного. Первый исторически достоверный случай с «волчьим мальчиком» зарегистрирован в Гессе в 1341 году. Ребёнок, которого охотники нашли в стае волков, бегал на четвереньках и очень далеко прыгал. Когда его извлекали из волчьего логова, он проявил поистине звериную свирепость — визжал, кусался и царапался, то есть вёл себя скорее как зверь чем как человек. Или Лобо, девочка-волк с реки Дьявола. В 1845 году была замечена загадочная девочка, которая бежала на четвереньках среди волков, нападая на стадо коз возле Сан Фелипе в Мексике. Историю подтвердили год спустя, когда девочку вновь увидели, на этот раз жадно поедающую убитую козу. Встревоженные жители деревни начали поиски девочки, и вскоре дикую девочку поймали. По предположениям, она постоянно выла по-волчьи по ночам, привлекая стаи волков, которые ворвались в деревню, чтобы спасти её. В конце концов, она вырвалась и убежала из своего заточения. Девочку не видели до 1854 года, когда её случайно заметили с двумя волчатами у реки. Она схватила детенышей и убежала в лес, с тех пор никто её больше не видел. И эти истории свидетельствуют о том, что без общества человек превратиться в зверя. Конечно же стоит заметить, что люди без общества в основном становились зверьми, а богами скорее в виде исключения, и то только в том случае, если они ушли из общества сознательно во взрослом возрасте. Изолированный же с детства индивид в силу того что он будет получать развитие только в физиологическом плане будет не способен жить в обществе, и мы не сможем считать его человеком в полном смысле этого слова. Таким образом, мы можем сказать, что Аристотель был прав, человек без общества — или бог, или зверь. Обновлено: Опубликовал(а): Faith1 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|