|
Вы здесь: Критика24.ру › Анализ стихотворения, стиха
Д.Самойлова «Сороковые...» (Анализ стихотворения, стиха)Война – великое орудие разрушения и трагедии, вихрем сметающее с лица земли все, что стоит у нее на пути. Страшным бедствием врываясь в судьбы людей, она мгновением обрывает множество жизней, оставляя после себя лишь слезы, боль и страдания. Множество отечественных писателей и поэтов поднимали животрепещущую тему войны в своих произведениях. Не смог ее обойти и Давид Самойлов. В одном из своих самых известных стихотворений «Сороковые», написанном в 1961 году, он повествует об ужасах минувших дней. Давид Самойлов не понаслышке знает, что такое война. Ему пришлось не просто жить в военные годы, а побывать участником этих ужасающих событий. Прошли года, но боль в душе поэта не утихала. Уже по истечении двадцати лет он пишет стихотворение – своеобразную исповедь, где размышляет о юности, которую настигла война.
Д.Самойлов, желая поделиться с читателем той атмосферой ужаса, царившего в годы Великой Отечественной войны, использует в стихотворении не только красочные эпитеты («в замурзанной ушанке», «свинцовые, пороховые») и метафору («Война гуляет по России»), но и кольцевую композицию. Писатель начинает свой взволнованный монолог с описания обстановки тех кровавых дней: Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку... Картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «погорельцы». Неоднократно повторяющийся звук «р» в этих словах и умело использованный прием парцелляции («Просторно. Холодно. Высоко») вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды, будто человеческая жизнь раскалывается на две части – до и после войны. Затем поэт уходит от изображения той атмосферы. Вспоминая себя в годы войны, он рисует читателю образ лирического героя – худого и задорного юношу «в своей замурзанной ушанке, где звездочка не уставная, а вырезанная из банки». Герой пытается казаться мужественным и храбрым перед молодой девушкой, старается «и больше нужного» хромать из-за ранения. Здесь есть и позерство, и самоуверенность, и мальчишечье озорство, и вместе с тем наивность, чистота юности. Рассказчик, будучи уже зрелым, повидавшим кровавые годы истории нашей Родины, одновременно с теплотой и болью в душе рассказывает о своей молодости, которая еще не осознавала весь трагизм происходящего и которую еще не коснулась по-настоящему война. Все это придет потом, с пережитыми годами и потерями: Как это было! Как совпало - Война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало И лишь потом во мне очнулось!..
В финальном четверостишии поэт вновь возвращается к началу стихотворения, к описанию происходящего. Еще сильнее и трагичнее звучат последние строчки произведения, будто Д.Самойлов вложил в них всю копившуюся у него в душе боль от несправедливости и кровавой жестокости, творившихся в мире: Война гуляет по России, А мы такие молодые! Автор в своем произведении не раз использует восклицательные предложения, чтобы выразить всю ту боль, что лежит у него на сердце. Он хочет донести до читателя мысль, что война обесчеловечивает людей, превращает их в зверей, убивающих друг друга. Однако искалеченная юность не должна исчезнуть бесследно. Писатель призывает сохранять в себе человека каждого, кто пережил эти страшные годы, кровавыми пятнами оставшиеся на страницах истории нашей страны. Обновлено: Опубликовал(а): Nikoko Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|