|
«Людочка» В.П. Астафьев 11 класс (Читательский дневник)1. Виктор Петрович Астафьев; 2. «Людочка»; 3. Жанр: рассказ; 4. Класс: 11; 5. Год написания: 1989. Эпоха «перестройки»; 6. Эпоха, во время которой происходит действие произведения, это эпоха брежневского «застоя». 7. Главные герои: Людочка, хулиган Артемка, уголовник Стрекач, хозяйка дома Гавриловна, мать и отчим Людочки. 8. Сюжет: Рассказ представляет собой пересказ когда-то услышанной автором истории. Имя главной героини придумано самим рассказчиком. В умирающей, спивающейся деревне под названием Вычуган у измотанной жизнью женщины и ее пьющего мужа рождается слабенькая дочь Людочка. Она застенчива, болезненна и глупа. После окончания школы, мать, уже будучи замужем за другим человеком, отправляет дочь в город в надежде, что там она найдет свое счастье. В городе (судя по всему это какой-то районный центр) Людочка снимает комнату у старого парикмахера Гавриловны и идет в ученицы в ту самую парикмахерскую. Однако она настолько бестолкова, что ничему не может научиться и остается работать в салоне уборщицей. Домой ей приходится возвращаться через парк, где к ней пристают хулиганы, во главе с главарем Артемкой. Однако они вскоре даже подружились, после того, как Людочка перевязала Артемке разбитую голову. Артемка взял своеобразное шефство над ней и не позволял никому ее обижать. Вскоре в их город из тюрьмы вернулся бандит по кличке Стрекач. Он насилует Людочку все в том же парке. После чего к ней уже начинают приставать остальные хулиганы, включая Артемку. Гавриловна и мать знали о случившимся, но ничем не помогли девушке. Не выдержав натиск парней, Людочка вешается в парке. Отчим, приехавший на похороны и узнавший о том, что случилось перед этим, находит Стрекача и убивает его. Милиция смерть Людочки и Стрекача списывает на самоубийства. 9. Личное мнение: Рассказ отвратительный. В.П. Астафьев очень талантливый прозаик, но в данном случае всю силу своего таланта он обратил на создание «чернушного», русофобского произведения. Почему русофобского? Очень просто: хоть автором и не называется конкретная географическая точка, но по описанию ясно, что это либо Средняя полоса России, либо Сибирь, - в любом случае, место, населенное преимущественно русскими. Далее, в рассказе нет ни одного светлого эпизода: буквально все описано в густо-серых и темных тонах. Создается впечатление, что это какой-то заповедник моральных уродов и трусов. Даже молодежь на рок-концерте, не делающая ничего предосудительного, представлена Астафьевым как беснующееся стадо, которого опасались даже милиционеры. Здесь сделаю небольшое отступление: в 70-е годы (когда и происходили описываемые события) рок-музыка в СССР была в глубоком подполье, и если какой-то концерт и был организован, то на нем наверняка было достаточно сил правопорядка, да и тексты песен перед выступлением «литовались» (проходили проверку). Лично мне уже в 2000-х приходилось бывать на рок-фестивалях, где количество зрителей исчислялось сотнями, если не тысячами, и ничего из описываемого Астафьевым я не видела. Впрочем, если в свое время Астафьев поставил подпись под письмом против группы «Машина времени», которая исполняла достаточно «вегетарианские» песни, то можно понять, что писатель крайне негативно относился к рок-музыке как таковой. Описывать персонажей рассказа скучно: они равнодушны, эгоистичны, мелочны, безответственны, ломают и крушат все на своем пути. Опять-таки, так как действие происходит где-то на просторах РСФСР, легко предположить, что Астафьев считает таковым весь русский народ (что подтвердиться в более поздних его сочинениях и письмах). Думаю, бОльшую часть своего произведения Астафьев просто выдумал, сочинив все эти «свинцовые мерзости жизни». Т.к. вряд ли история о девушке, повесившейся после изнасилования, пестрела бы такими подробностями. Плюс ко всему ретроспективный эпизод, когда писатель рассказывает о молодой человеке, умирающем в одиночестве в больнице из-за врачебной халатности. К умирающему никто, кроме Людочки (а кого же еще! Ведь это» луч света в темном царстве!»), не подходит. Откуда Астафьев мог знать такие детали? Естественно, положительных героев в этом рассказе, кроме Людочки, нет. Даже отчим, отомстивший за падчерицу, не вызывает восхищения. В этом рассказе нет места закону, есть только закон силы. Как в волчьей стае, хотя у серых хищников присутствует четкая иерархия, в отличие от человеческого общества. Особо меня умилил эпизод в конце рассказа, где местные хулиганы смеются над лицом повесившейся Людочки: тут, как К.А. Станиславский, хочется крикнуть: «Не верю!». Потому что непринужденно смеяться над увиденным может либо законченный циник, для кого подобные зрелища не редкость, либо человек с садистскими наклонностями. Астафьевских персонажей не могу причислить ни к первой, ни ко второй группе. Людочка на описываемом фоне смотрится светлым пятном, чем-то вроде Катерины из драмы А.Н. Островского «Гроза». Вот только Катерина не жила в такой нравственной «грязи», да и духом была посильней. А что же Людочка? Является ли она антиподом всем описанным выше персонажам? Мое мнение: нет, не является. Она такая же, как они, просто слабее, за счет чего в ней чаще (хотя не факт, просто нам не показали других, более достойных жителей города) просыпается сострадание. Конечно, история не терпит сослагательного наклонения, но, думаю, не случись всей этой истории с изнасилованием, либо будь Людочка посильней духом, то она вышла бы замуж, была бы такой домашней «серой мышкой», родила бы и воспитала одного - двух «Артемок», либо дочек вроде тех, что работали в парикмахерской. На большее она не способна. Людочку, конечно, жаль, но симпатии она не вызывает. Читая, чувствуешь по отношению к главной героини лишь пренебрежительную жалость: живет и пусть себе живет, вреда от нее никакого, да и пользы мало. Обновлено: Опубликовал(а): Hanna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|