Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ главного героя Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Супруга писателя Достоевская А. Г. вспоминает, что написание романов давалось Федору Михайловичу сравнительно легко. Однако с большими трудностями, мучительно и долго происходило всегда создание плана. В случае с книгой «Преступление и наказание» дело обстояло так же.

Раскольников, главный персонаж романа, возник из другого сюжета, а остальные герои уже давно получили свои имена и существовали в черновиках писателя.

Бывший студент Раскольников, «человек из подполья», скорее напоминает антигероя, чем положительный персонаж.

Этот образ вызывает сочувствие, но не симпатию. Тем не менее, юноша обладает множеством черт характера, которые представляют его, как человека отзывчивого, чуткого, способного к искреннему сопереживанию. Свои последние деньги он оставляет Мармеладовым (потом, правда, хочет вернуться и забрать деньги обратно, но не делает этого). Раскольников – сильный, талантливый человек, даже, возможно, гений. Но сложные условия существования загнали его в такой тупик, что дальше «некуда идти», все краски жизни выгорели, остались только оттенки серого.

Раскольников не знает, как изменить свою жизнь к лучшему, и не пытается это сделать. Он постепенно опускается в нравственном плане, позволяя себе нечистоплотность и безразличное отношение к окружающей обстановке. Например, в своей убогой, похожей на гроб каморке юноша спокойно может спать, не раздеваясь, в грязных лохмотьях, а затем в таком же виде пойти на улицу. Его молодое лицо обладает совершенными чертами, но внешний вид настолько безобразен и неряшлив, что вызывает отвращение даже у людей скромного достатка. Внешность Раскольникова очень выразительно подчеркивает его внутренний разлад и отсутствие духовной гармонии.

Родион говорит, ходит, смеется – будто в лихорадке. Это состояние не покидает его до самого конца книги. Он задается вопросом: « Кто я? Тварь дрожащая? Или право имею?» Чтобы найти ответ, юноша решается на убийство старухи-процентщицы. В нем, словно просыпается некий гений злодейства и педантизма. Он расчетливо продумывает каждую деталь преступления: пришивает петельку для топора слева, фальшивый заклад упаковывает так, чтобы старушка не смогла быстро развязать пакет. Все это делается Раскольниковым с одной лишь целью: доказать прежде всего самому себе, что он не «тварь дрожащая», а значит, обладает властью и способностью управлять судьбами других людей.

Конечно, жизнь вредной старушонки была никчемной, а цели Раскольникова – великими и благородными (он хотел с помощью денег старухи сделать других людей счастливее). Вот только Родион еще не осознал пока, что любое насилие – это зло, и ничего хорошего оно не приносит. Раскольникову пришлось совершить двойное злодейство, убив еще и тихую, безобидную сестру старухи Лизавету, как свидетеля. Одно зло всегда порождает другое. Юноша пока не понимает этого. Он совершил убийство и оказался на грани, все его мировоззрение рушится. Раскольников переступил черту и очутился по другую сторону нравственности, но его чистая и светлая душа была не готова к этому. Внутренний разлад усилился, это стало приносить ужасные страдания. Долгий путь пришлось пройти Раскольникову через исправление и покаяние к новой жизни.

По Достоевскому, человек по природе своей открыт для Бога и добра. Многое в образе Раскольникова взято из личных переживаний писателя. Отдельные мелочи перенесены в роман из биографии самого автора (например, Евангелие под подушкой уже в каторжном госпитале). Возможно, по этой причине роман имеет очень светлое и счастливое завершение. Раскольников обретает настоящую любовь и подлинную духовную гармонию. Так начинается совсем новая история о постепенном возрождении человека.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.