|
Сцена кулачного боя в «Песне про купца Калашникова» М. Лермонтова (Лермонтов М. Ю.)Наиболее напряженным моментом в развитии действия, решающим, переломным моментом во взаимоотношениях литературных героев становится сцена кулачного боя между Калашниковым и Кирибеевичем. В данном сюжете раскрывается острота многостороннего конфликта поэмы: кулачный бой является высшей точкой развития столкновений не только между Кирибеевичем и семьей Калашниковых, но и между Калашниковым и царем, между честным, достойным человеком и толпой. Кроме того, в сцене боя сталкиваются две более абстрактные силы: народная правда и самодержавное своеволие, честь и бесчестие. Национальное сознание и верность чести воплощаются в образе купца Калашникова, верного мужа и отца, охраняющего святость народных обычаев и честь семьи. Иначе изображен его противник, опричник Кирибеевич, преданный царю, но самонадеянный и гордый "буйный молодец".
"Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" опирается на фольклорные традиции, и важным элементом фольклорной символики в произведении становится сцена кулачного боя. Этот момент соотносим с былинным эпосом, где поединок, боевой подвиг богатыря обычно является центральным эпизодом. Изначально кулачный бой представляется популярным развлечением, в котором можно показать силу, приобрести авторитет у толпы зрителей, повеселить царя, но в поэме кулачный бой переходит границы простого развлечения - это уже богатырский поединок на жизнь или на смерть за правду и честь. Примечательно то, что бой между Калашниковым и Кирибеевичем описывается не как бой с врагом, в котором богатырь побеждает легко, а как обоюдно упорный бой между двумя равными богатырями, несмотря на то, что Степан Калашников называет Кирибеевича "басурманским сыном". Фольклорная эпическая традиция проявляется в использовании зачина-прибаутки, обращения к природе, столь характерного для народной лирики. Особенным символом народного начала становится медный крест, защищающий Калашникова, который отстаивает свою честь перед несправедливым обидчиком. Кирибеевич ударяет Калашникова в крест "со святыми мощами из Киева", то есть буквально ударяет по мощам и оскорбляет истинную веру.
Кроме того, все эмоции и идеи героев выражаются внешне их словами и действиями, а внутренний мир Степана Калашникова приоткрывается лишь однажды, именно в кульминационный момент поединка. Можно сказать, что кулачный бой позволяет рассмотреть более глубокий и яркий протрет героя, апеллирующего к судьбе, но вместе с тем прилагающего силы, чтобы победить в правом деле. Обновлено: Опубликовал(а): art42 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|