|
Сравнение поэзии А. Фета и Ф. Тютчева. (Литература XIX века)В творчестве известных русских поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета можно проследить многие общие темы философской, любовной, пейзажной лирики. Для творцов на первом месте стоят не социальные конфликты и потрясения гражданского общества, а проблемы жизни человеческой души - понятие истинной красоты, любовь и горечь утраты, наслаждение прелестью природы, осознание смысла искусства.
Особенное место в своих поэтических работах писатели отводят описанию красоты природы и осмыслению ценности взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека. В понимании поэтов-романтиков натура является мерилом прекрасного, центром гармонии мира, отражением внутреннего состояния человека.
Тематика весны как переходного этапа, периода обновления становится объединяющей для стихотворений "Еще земли печален вид..." (Ф. Тютчев) и "Еще весны душистой нега..." (А. Фет). Данные работы связаны поэтической идеей весны как момента возрождения природы и пробуждения человеческой души. Основной задачей для поэтов становится осмысление связи мира натуры и человека, при этом движение их мысли постепенно переходит от живой и одухотворенной пейзажной зарисовки к сфере эмоций.
Однако при этом поэтические работы значительно отличаются друг от друга: в стихотворении Ф. Тютчева движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы, чувства находятся в гармонии с окружающей натурой, ощущается светлое, легкое настроение; А. Фет же уделяет гораздо большее внимание конкретным деталям весеннего пейзажа, а человек отходит на второй план, проявляется едва заметный трагический и напряженный разлад с природой. В стихотворении Ф. Тютчева с легкостью прочитывается аллегорический подтекст: спящая и холодная природа символизирует человеческую душу, весенние изменения пейзажа - пробуждение чувств, весна - любовь, глыбы снега - негативные эмоции. Аллегорическая основа стихотворения А. Фета вряд ли поддается объяснению, так как поэту важно передать живые образы весны, эмоциональное впечатление от наблюдения за кратким мигом преображения природы.
В обоих стихотворениях так или иначе задействованы похожие образы весенней природы, совпадают ключевые слова: "весна", "нега". Однако подходы к описанию картины весны у Ф. Тютчева и А. Фета существенно отличаются. У Ф. Тютчева создается целостный образ весенней натуры, в котором преобладает отвлеченность и обобщенность, а все редкие введенные детали являются аллегориями и символами ("глыбы снега" - усталость и безразличие души, "мертвый стебль" - тяжелые воспоминания о прошлом, "блестит лазурь" - появление стремлений к искренности и чувственности, первые следы пробуждения). Пейзаж весны у А. Фета "дробится" на множество кусочков, дается в фрагментах, конкретных и предметных деталях, в которых с трудом можно отыскать глубокое значение символа ("телега", "овраги полны снега", "замороженный путь", "краснеет липа", "березник чуть желтеет", "соловей", "смородинный куст" и т.д.).
В стихотворениях сохраняется постепенное движение от пейзажной зарисовки к миру личных чувств, однако при этом композиция работ отличается. Первая строфа в стихотворении Ф. Тютчева посвящена описанию одухотворенной весенней природы, во второй же строфе происходит философское развитие темы, раскрываются ощущения человека и подводится итог скрытому размышлению о единстве природы и духовного мира. Поэтическую работу А. Фета аналогично можно разделить на две части, противостоящие друг другу, на что указывает союз "но" в первой строке третьей строфы: яркое описание предвесенней природы открывается в первой части, а затем впервые вводится человек и его чувства, однако они становятся очередной деталью весеннего пейзажа, духовный мир человека оказывается неотделим от представленной картины природы, несамостоятелен; во второй части стихотворения преодолевается драматизм и едва заметная тревожность первой части с помощью чувства гармонии мира.
Стихотворения Ф. Тютчева и А. Фета также значительно отличаются на лексическом и синтаксическом уровнях. Ф. Тютчев использует слова высокого стиля и сложные фразовые обороты: "стебль", "лазурь", "редеющий сон", "золотит мечты", что делает стихотворение более возвышенным и одухотворенным, в то время как А. Фет с целью конкретизации и упрощения описания перемежает слова высокого стиля ("весть", "снизойти") и бытовую лексику ("телега", "румянец"). В первой строфе стихотворения Ф. Тютчева преобладают конкретные существительные, создающие реальный визуализированный образ, однако во второй строфе их сменяют отвлеченные существительные, привлеченные для более чувственного описания жизни человеческой души. На протяжении всего стихотворения А. Фет обращается исключительно к конкретным существительным, дающим детальное и отрывистое, импрессионистичное описание природы. При этом различается основа изображения многоплановой картины природы в работах поэтов: Ф. Тютчев уделяет большое внимание звукам весны ("дышит", "стебль колышет", "елей ветви шевелит"), а А. Фет создает яркий, пятнистный пейзаж с помощью введения цветов ("краснеет липа", "чуть желтеет", "в смородинном кусте"). Философскую направленность и глубокую задумчивость поэтической работы Ф. Тютчева подчеркивают фигуры умолчания и риторические вопросы, осложненные предложения. Недоговоренность и вопрошающий характер утверждений оставляют читателю возможность составить личное впечатление от наступающей весны, поделиться собственными размышлениями. Стихотворение А. Фета не претендует на философичность и смысловую обобщенность, что отражается и в синтаксисе: предложения не осложнены однородными членами, однозначны, исключительно утвердительны.
Стихотворения звучат по-разному благодаря разной строфике и использованию пиррихиев, несмотря на то, что размер работ одинаков: четырехстопный ямб со сложной рифмовкой. Стихотворение Ф. Тютчева ощущается более размеренным, замедленным из-за почти полного отсутствия пиррихиев, а форма восьмистишия также способствует созданию ритма плавного размышления. У А. Фета многочисленные пиррихии ускоряют повествование, делают его легким, не позволяют запинаться и уделять внимание каким-то определенным строкам.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при близости поэтической идеи и темы стихотворений, работы поэтов отражают их самобытную концепцию мира. У Ф. Тютчева пейзаж и внутренний мир человека взаимопроникающи, дополняют и поясняют друг друга как две равные беспредельности. Для А. Фета красота природы становится ведущей во всех проявлениях, а мир чувств человека походит на дополняющую, гармоничную, но далеко не главную деталь природы. Обновлено: Опубликовал(а): art42 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|