|
Что лучше - истина или сострадание по пьесе На дне (Горький Максим)Одним из неоднозначных общефилософских вопросов, которым человечество задается на протяжении столетий, является проблема выбора между ложью "во спасение" и "горькой" правдой. Данные этические категории неизбежно взаимосвязаны, и в определенных жизненных ситуациях человек сталкивается с необходимостью лично разрешить вопрос о моральном статусе приведенных философских понятий. Однако необходимо отметить, что проблема поставлена ассиметрично: прямые антонимы (истина - ложь, жестокость - сострадание) заменены сложной формулировкой, в которой ложь рассматривается как форма сострадания, а истина представлена абсолютной, высшей материей, безразличной к переживаниям живых людей.
Без сомнений, каждый человек сам определяет, насколько приемлемым с моральной точки зрения является избранный им путь, и что лучше - открыть истину, которая может быть болезненной и жестокой, или солгать в попытке помочь человеку. На мой взгляд, данный вопрос невозможно свести к однозначному ответу, ведь человеку необходимо бороться с ложью, несправедливостью, но при этом нельзя погубить в себе сострадание, милосердие, доброту. Люди нуждаются в утешении, в котором истина бывает губительна, а ложь вынужденно необходима, но способность говорить правду делает личность свободной.
Столкновение этих субъективных категорий лежит в основе многих литературных произведений, среди которых отдельно можно выделить социально-философскую пьесу М. Горького "На дне". В идейной сюжетной линии драмы, раскрывающей проблему истины и сострадания, центральным персонажем становится Лука. Даже имя этого персонажа загадочно-двойственно: с одной стороны, оно совпадает с именем евангелиста, с другой, Пепел называет Луку "старцем лукавым", что в какой-то степени подчеркивает всеохватность и неоднозначность обозначенного вопроса.
В случайных обмолвках и интимных беседах Лука узнает и угадывает заветные мечты или страхи обитателей ночлежки и предлагает им надежду или утешение. Умирающую Анну Лука успокаивает надеждой на вечный покой, загробную справедливость, милость Бога, что облегчает последние дни больной женщины. Оскорбленную и расстроенную Настю старик утешает верой в её фантазии. Впавшего в уныние Актера Лука воодушевляет рассказом о волшебной лечебнице, после которой тот сможет вернуться к своему ремеслу. Даже Пепел, вначале не поддающийся проповеди старика, вскоре принимает его советы и собирается начать новую жизнь с Наташей. Ложь в словах Луки оправдывает его желание помочь страдающим и обиженным людям, восстановить их силы и веру в себя, наставить на лучший путь.
При этом в пьесе представлены и жестокие последствия, которые следуют за обманчивым состраданием и дающей фальшивые надежды добротой. Кульминацией пьесы становится финальный эпизод, в котором вошедший Барон кричит о смерти Актера. Последний жест Актера повторяет поступок человека из притчи Луки, признавшего, что праведной земли не существует, но причины его самоубийства остаются неясными. Виновен ли в этой смерти Лука, поманивший его рассказом о лечебнице для пьяниц и надеждой на возвращение на сцену, которой не суждено было воплотиться в реальность? Понял ли Актер бессмысленность своего существования, в котором утешения Луки бесполезны? Вероятно, на самоубийство Актера толкнуло именно осознание недостижимости обещанного Лукой мира.
Таким образом, каждая из представленных точек зрения противоречива: сладкая ложь-надежда и абсолютная, рациональная истина кажутся равно притягательными и равно опасными для души современного человека. Людям необходимо проявлять сострадание и милосердие к ближнему, но при этом нельзя забывать о шаткой границе между относительными категориями истины и лжи, обращение к каждой из которых может вести к неожиданному результату. Обновлено: Опубликовал(а): art42 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|