|
История создания и основные проблемы произведения по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)Денис Иванович Фонвизин – известный драматург и один из крупных деятелей русской культуры XVIII века, автор остросоциальной и сатирической комедии «Недоросль» был представителем передовых кругов просвещенного дворянства, он выступал против самодержавного произвола российской монархии, дворян-крепостников, грубых и невежественных, жестоко обращавшихся с находящимися в их полной власти крепостными крестьянами. Такое мировоззрение привело Фонвизина в ряды писателей-сатириков, изображавших существующий строй, высмеивая его пороки. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» назвал драматурга сатиры смелым властелином и другом свободы. И он был абсолютно прав. Свидетельством тому является одно из наиболее важных произведений Фонвизина - комедия “Недоросль”. Центральной проблемой произведения стала проблема воспитания с целью создания нового поколения передовых людей. Эта проблема была свойственна произведениям просветителей XVIII века, и в комедии Фонвизина она занимает одно из главных мест. Согласно указу Петра I сыновья дворян, не достигшие совершеннолетия, когда они могли бы поступить на государственную службу, - недоросли - должны были обучаться грамоте, знать закон божий, грамматику, арифметику. Без образования им нельзя было ни поступать на службу, ни жениться. Молодые дворяне без образования отдавались в солдаты или матросы. Простакова не желала такой доли своему сыну, поэтому и наняла Митрофанушке учителей. Однако учителя не сильно стремились дать знания своему ученику, у них на уме было не воспитание, а «одно питание». Да и сам Митрофанушка к знаниям не стремился. Но тема воспитания в комедии неожиданно перерастает в гораздо более сложную - резкое обличение крепостничества. Простакова – бесчеловечная, “презлая фурия”, она грубо и жестоко обращается не только с крепостными, ее злость распространяется и на мужа, воспитанницу Софью. Помещица считает, что имеет неограниченную власть над людьми, она бранит всех вокруг и, не получая отпора, со временем переходит все допустимые границы. В своей комедии автор реалистично изображает картины жизни в рядовой помещичьей усадьбе. Простакова сетует на то, что у крестьян уже все отнято и отнять больше нечего. Неуемная жажда наживы заставляет помещицу совершать неблаговидные поступки. Помещикам-крепостникам все дозволено, они привыкли к полной безнаказанности, они даже не замечают того, что теряют человеческий облик, с равными себе они готовы поступить так же, как с принадлежащими им крепостными крестьянами. Вот и Простакова, решив, что у нее есть право вершить чужие судьбы, принуждает Софью выйти замуж за Митрофана. И только сила способна ее остановить. Беду предотвращает вмешательство жениха Софьи – Милона. Помещице незнаком человеческий язык, она не умеет рассуждать и не умеет слушать, никакие доводы и здравые мысли недоступны ее пониманию. Зато язык силы она понимает хорошо, потому что сама говорит на этом языке. Только что властная барыня, она готова унижаться и плакать, когда видит прямую угрозу своему благополучию. Сцена унижения Простаковой не столько комична, сколько страшна. Помещице незнакомо понятие о человеческом достоинстве, понимая, что ее имение идет в опеку, она на коленях умоляет пощадить ее. Терпит поражение и бездумная материнская любовь Простаковой. Она бросается к сыну, надеясь найти у него понимание и поддержку, но получает результат своего же воспитания. С детства его окружало только хамство и неуважение, поэтому он отталкивает свою мать. Он тоже понимает только язык силы и власти. Мать потеряла власть, значит, она ему больше не нужна. Новое поколение оказалось еще более жестоким, чем предыдущее. У Скотинина и Простаковой существовали привязанности, у Митрофана же их нет. Он невежественен, у него отсутствуют моральные принципы, он агрессивен. А его поступок по отношению матери свидетельствует о том, что он законченный негодяй. Интересно, что комедия «Недоросль», хоть и была написана более двухсот лет назад, актуальна и сегодня. Ведь проблема воспитания, нравственные принципы человека, тема служения Отечеству – это «вечные» вопросы, которые будут волновать человечество во все времена. Каждое поколение по-своему будет их решать, и они всегда будут оставаться важными, основополагающими. Обновлено: Опубликовал(а): nadezhda84 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|