Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ произведения по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)

Комедия «Недоросль», над которой Фонвизин работал много лет, была окончена в 1781 году, и уже в начале следующего года автор представил ее на суд своих друзей и светских знакомых. Он читал ее в домашнем кругу, как некогда читал «Бригадира».

Если в комедии «Бригадир» драматург нарисовал картину русских нравов, которая понравилась Екатерине II, то судьба «Недоросля» пока была неизвестна, ведь в этом произведении, по словам П.А. Вяземского, было мало смеха, но зато сквозило негодование, вызванное пороками, царящими в обществе. Смех в «Недоросле» не столько имеет развлекательную функцию, сколько направлен на то, чтобы отвлечь читателя от более глубоких и прискорбных впечатлений.

Пушкин с восхищением отзывался о произведении Фонвизина, он находил особую прелесть в ярких красках, которыми написана семья Простаковых, в положительных героях комедии - Правдине и Стародуме – он находил некоторые черты «педантства».

Читая комедию Фонвизина, мы тоже делаем свои выводы. В этом произведении изображено столкновение положительных и отрицательных героев, в результате чего мы видим борьбу добра и зла, искренности и лицемерия, низости и благородства, животности и высокой духовности.

Сюжет «Недоросля» Фонвизина строится на противоречии мира Простаковых и Скотининых и Софьи, ее жениха Милона, Стародума и Правдина. К первой группе относятся невежественные, самовлюбленные, жестокие помещики, желающие подчинить себе саму жизнь, получить право неограниченно владеть не только крепостными, но и свободными, благородными людьми, к которым принадлежат представители второй группы: Софья и Милон - доблестный офицер, Стародум - дядя Софьи, живущий согласно идеалам петровского времени, Правдин - чиновник и хранитель законов. Эти два мира имеют разные потребности, у них свой стиль жизни и манеры поведения и речи, свои идеалы.

Наиболее откровенно и прямолинейно высказывают позиции своих лагерей Стародум и Простакова. Их идеалы четко просматриваются в тот момент, когда они говорят о том, какими они хотят видеть детей. Достаточно вспомнить, как Простакова, появившись на уроке Митрофана, давала ему «дельные» советы прятать деньги и ни с кем не делиться.

Как противопоставление звучат слова Стародума, адресованные Софье: богат не тот, кто считает деньги и прячет их в сундук, а тот, кто может отсчитать у себя лишнее и отдать тому, кто в этом нуждается.

Комизм «Недоросля» проявляется в малом и в большом. Колоритно выписана фигура госпожи Простаковой, которая ведет себя, как уличная торговка, и через слово бранится. Не уступает героине ее братец, любимыми словами которого являются «хлев со свиньями». И, наконец, главный герой - Митрофан – обжора, который еле-еле отдохнул от обильного ужина, но уже успел с утра съесть пять булочек. Недоросль – абсолютно пустая личность, которая не обременена ни умом, ни желанием учиться, ни совестью. Интересны и смешны эпизоды с его участием: вот он робко прячется за спиной няньки Еремеевны от огромных кулачищ Скотинина, а вот он на уроке, пытается логически рассуждать, что происходит с дверьми и какая из них «прилагательна», а какая «существительна».

Однако в «Недоросле» присутствует и более глубокий, внутренний комизм: грубость, желающая выглядеть любезно, невежество, которое претендует на образованность, и жадность, скрывающаяся за великодушием.

Комическое в произведении основывается на нелепости, несоответствии формы и содержания. Жалкий и примитивный мир Простаковых и Скотининых стремится присоединиться к миру благородных, завладеть им, присвоить себе его привилегии. Олицетворенное в мире Простаковых зло не жалеет сил в стремлении прибрать к рукам добро, используя для этого разные способы.

По мнению автора, крепостное право является бедствием для самих помещиков. Простакова настолько привыкла обращаться со всеми грубо, что не щадит и родных. В словах Скотинина слышится беспочвенная самоуверенность, мы не видим в этом герое ни одного достоинства.

В любых своих действиях крепостники пользуются своим привычным оружием – жесткостью и насилием. Поэтому первым их побуждением было принуждение Софьи к браку. Только после того, как Простакова поняла, что за Софью есть кому заступиться, она меняет тон, начинает лебезить и старается подделаться под благородных людей.

Финал комедии вполне предсказуем: добро побеждает зло, Простакова выгладит настолько жалко, что Софья и Стародум даже готовы простить её. Но помещица не меняется, ее качествами так и остаются наглость и подобострастие, грубость и самовластие. Она привыкла беспрепятственно получать все, что она хочет, она не желает терпеть никаких возражений.

Однако положительные герои комедии «Недоросль» смогли одержать победу только лишь потому, что в ход событий резко вмешались власти. Правдин - стойкий хранитель законов, получил письмо от наместника и восстановил справедливость. Фонвизин в своем произведении сатирическую остроту комедии прикрывает надеждой на законное правление. Так же поступит и позднее Гоголь в своем «Ревизоре», разрешив конфликт неожиданным вмешательством сверху. Однако по рассказам Стародума о правдивой жизни и по болтовне Хлестакова о жизни в Петербурге мы видим близость столицы и глухих углов провинции. Неслучайно возникает мысль о том, добро побеждает случайно, и это придает произведению Фонвизина трагический подтекст.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.