Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Место образа Лопахина по пьесе Вишневый сад (Чехов А. П.)

«Учись у них - у дуба, у берёзы», - написал в своём стихотворении А. Фет. Чехов мог бы сказать: «Учись у вишнёвого сада». Он изумителен, вишнёвый сад: «белые массы цветов, голубое небо». «После тёмной ненастной осени и холодной зимы опять» он «молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули» его. Сад –это красота, чистота, молодость, вечное обновление. Сад – это тот нравственный идеал, который, увы, недостижим для героев комедии А. П. Чехова. Сад «высвечивает» каждого героя и каждый из них «высвечивается» через своё отношение к саду. Сад прочно связан с прошлым, врастая корнями в ту землю, на которой он растёт, связан с настоящим, радуя всех своей красотой; он протянул свои ветви в будущее.

Сад может соединить «распавшуюся связь времён». «Длинная аллея, что … идёт прямо, прямо, точно протянутый ремень» и «блестит в лунные ночи», может дать ощущение счастья, красоты и молодости. Но струна, соединявшая прошлое, настоящее и будущее, лопнула, и все герои «враздробь». Каждый живёт только в одном времени и находится в конфликте с жизнью.

«Очень уж ты нежная, Дуняша. И одеваешься, как барышня, и причёска тоже. Так нельзя. Надо себя помнить», - поучает Ермолай Алексеевич Лопахин «крестьянку-барышню» Дуняшу, работающую горничной в поместье Раневской. Он себя помнит и знает своё место. Помнит, что дед был крепостным в имении с прекрасным вишнёвым садом, и его деда не пускали дальше передней. Помнит, что отец его – деревенский лавочник, грубый, необразованный мужик. И хотя он, Ермолай Лопахин, ходит теперь «в белой жилетке и жёлтых башмаках», и денег у него много, но остался он мужик мужиком. Да, Лопахин из «новых людей», разбогатевший купец, приходит на смену разоряющимся помещикам, хозяевам вишнёвого сада Раневской и Гаеву. Ермолай Алексеевич помнит своё происхождение и уничижает себя. А в глубине души живёт мечта – стать чутким, деликатным, интеллигентным и образованным. Но ничего у него не получается: он такой же «недотёпа», как и остальные герои пьесы. В начале пьесы Лопахин читает книгу, но, так и ничего не поняв, засыпает. Он хочет проявить чуткость и внимательность и встретить на станции приезжающую из Парижа Раневскую, но опаздывает к поезду. Лопахин любит Раневскую всей душой, ценит её доброту, простоту, общительность. Он помнит, как она пожалела его, когда отец разбил ему лицо в кровь. Желая помочь Любови Андреевне, он предлагает вырубить деревья в саду, а землю разбить на участки и отдать в аренду дачникам. Таким образом, можно будет спасти имение от продажи на аукционе за долги. Но Раневская любит сад как символ прошлого, символ своей чистой, безгрешной юности и не хочет вырубать вишнёвые деревья, считая это пошлым.

22 августа происходят торги, и новым хозяином вишнёвого сада становится Лопахин. Он опьянён своим успехом, торжествует победу, но нет в нём ощущения полного счастья. Успокаивая Раневскую, он говорит: «О, скорее бы кончилась наша несчастливая, нескладная жизнь!» А в конце пьесы, не дождавшись отъезда хозяев, он приказывает рубить деревья. У него не хватает такта подождать, чтобы не ранить душу Раневской. Не складывается и личная жизнь Ермолая Алексеевича. Он так и не сделал предложения Варе, приёмной дочери Раневской. Двойственность Лопахина раскрывается в оценке Пети Трофимова. Петя называет Лопахина «хищником, капиталистом». Но в этих словах чувствуется ирония, насмешка и преувеличение. На самом деле Петя высоко отзывается о Лопахине: «У тебя тонкие, нежные пальцы, тонкая, нежная душа». На прощание Петя Трофимов даёт Лопахину один совет: «Не размахивать руками». Здесь речь идёт не только об особенностях походки Ермолая Алексеевича. Рубить деревья, разбивать землю на участки, строить дачи, утверждать, что в этом состоит будущее России, - это и значит, по мнению Пети, «размахивать руками». Будущее не за Лопахиным. Через 13 лет наступит революция, и класс частных собственников, всех хозяев будет упразднён.

Какое же место занимает Лопахин в пьесе? Всех героев пьесы принято делить на героев прошлого, настоящего и будущего. Каждый герой находится в конфликте со временем и принадлежит только одной его категории. Раневская и Гаев – герои прошлого, они не могут устроить свою жизнь в настоящем. Аня и Петя думают о будущем. Отношение к времени связано с отношением к вишнёвому саду. Раневской и Гаеву сад дорого как память о прошлом. Аня и Петя думают о времени, когда вся Россия превратится в цветущий сад. Они не жалеют вишнёвого сада, мечтая о будущем, в котором будет много таких садов. Лишь один герой живёт настоящим временем – это Лопахин. Он умеет делать деньги, много работает, но и оказывается пленником своего времени. Чаще всех героев он смотрит на часы, боясь опоздать, и всё-таки опаздывает.

Но есть и ещё один способ определения места Лопахина в пьесе. Если сад в системе нравственного отсчёта занимает высшую точку, как идеал, а предатель Яша, презирающий свою страну и мать, находится на низшей точке отсчёта, то все остальные герои могут быть помещены между этими двумя точками где-то посередине. Это обыкновенные люди, слабые, не умеющие устроить свою жизнь. Лопахин среди них.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.