|
Вы здесь: Критика24.ру › Фет А. А.
Анализ стихотворения «Это утро» (Фет А. А.)Ранним утром выхожу на балкон. Унылые серые девятиэтажки. Потемневший от ночного дождя асфальт. Город с бессмысленным нагромождением серого камня. А взгляд уже рвётся ввысь – к небу, такому нежно-голубому, чистому, ясному в это утро. И на сердце светлеет, как светлеет всё вокруг от утреннего солнца. Воздух свежий, прозрачный. Прохладный ветерок освежает и бодрит. Сквозь городские шумы радостное чириканье воробьёв. А возле дома зелёная трава упрямо пробивается сквозь гальку и песок. Редкие деревца трепещут листвой, приветствуя солнце и утро. И хочется радостно выдохнуть: «Здравствуй, утро! Здравствуй, новый день!» Как созвучны сейчас моему настроению стихи Фета! Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод… Стремительный, динамичный четырёхстопный хорей шестистишия, чередуется с двухстопным, женские рифмы чередуются с мужской кольцевой и звучат, как мгновенный порыв, как вздох восхищения и радостный выкрик. Три шестистишия составляют одно предложение. Дотошный исследователь мог упрекнуть поэта в однообразии и бедности синтаксических конструкций. Действительно, всё стихотворение построено на одной анафоре указательного местоимения «этот» в разных формах, которое повторяется 22 раза! При 36 именах существительных – два прилагательных и ни одного глагола! Как же Фету удаётся при таком однообразии синтаксиса и морфологии, при банальности рифмы (эта – света, свод –вод, берёзы – слёзы), традиционности лексики (птицы, берёзы, горы, долы) вызвать в читателе лирическую взволнованность? Эмоциональность достигается благодаря искренности и правдивости поэта, необычайной музыкальности строк. Тема стихотворения – «вечная» - весеннее утро. Утро, воспетое не раз многими поэтами. Но такую восторженную радость вряд ли кому удавалось передать. Фет импрессионистичен. Кажется, в движении образов нет никакой логики. Чувства трудно подвергнуть рассудочному анализу, они спонтанны и непредсказуемы, и поэтому кажется, что движение чувств происходит в стихах Фета какими-то скачками. А может, этот лирический порыв – дерзновенный полёт, прыжок в вечность? Фет кажется мне «земным» поэтом. Мимолётная радость бытия, мгновенная красота природы, неуловимые и часто неизъяснимые движения человеческой души становятся предметом исследования в лирике А. Фета. В его стихах важными и значительными кажутся не картины природы. А те чувства, которые они вызывают. А если всё-таки попробовать «логически» осмыслить «Это утро»? Рассмотрим хронотоп стихотворения. Художественное время – настоящее, то, что происходит сейчас, сию минуту, и те чувства, та радость, которую переживает лирический герой, встречая утро. В первой строфе передаётся общее впечатление от утра: «радость», «мощь» дня и света. Непобедимая, неистребимая сила света и радостные звуки весны: крики птиц и говор вод. Художественное пространство вмещает в себя и близкие, и далёкие предметы, и малые, и большие. Ивы и берёзы и капли росы на них – как «слёзы первые любви», земного мира. Художественный мир стихотворения – это «горы», «долы», «мошки», «пчёлы» - от великого до малого. Всё это часть миропорядка, зримые детали земной жизни. И снова звуки пробудившейся природы – «зык и свист». В третьей строфе поэт неожиданно возвращается назад, в прошлое, в «ночь без сна», когда лирический герой внимал «вздоху ночного селенья». Словосочетание «жар постели» передаёт смятение и тревогу «ночной» души. Заканчивается строфа снова звуковыми образами: «дробь» и «трели» и выводом-обобщением: Это всё – весна. Весна природы и весна души – их расцвет, пробуждение, воскрешение. Стихи Фета покоряют искренностью, свежестью чувств. Очаровывает и завораживает музыкальность его стихов. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|