Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Базаров и «псевдонигилисты» в романе Тургенева «Отцы и дети» (Школьные сочинения)

Идея романа «Отцы и дети» зародилась в 1860 году, когда в журнале «Современник» была опубликована статья Добролюбова о романе Тургенева «Накануне». Иван Сергеевич, будучи глубоко задетым добролюбовскими выводами о революции, начал усердную работу над будущим произведением, желая вызвать у читателей чувство полного отторжения к человеку, являвшимся приверженцем нового социально-нравственного явления, ещё не имевшего своего настоящего имени.

Тургенев не случайно в начале произведения указал точную дату (20 мая 1859 год): именно в этот день в «Колоколе» была опубликована статья Герцена «Очень опасно!», в которой автор выражал явное несогласие насчёт позиции Чернышевского и Добролюбова. Указав именно на это число, Тургенев дал понять, что полностью поддерживает точку зрения Герцена и занимает противоположную позицию, нежели революционные демократы.

В начале романа «Отцы и дети», когда читатель только-только начинает знакомство с героями, один из центральных персонажей, Аркадий Кирсанов, даёт свою характеристику последователю нигилизма: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».

Соответственно, можно сделать вывод, что нигилизм — это позиция абсолютного отрицания всех общепринятых взглядов и ценностей.

Прототипом Базарова стал молодой провинциальный врач, с которым Тургенев встретился и познакомился на железной дороге. Сам автор «Отцов и детей» писал: «… в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом замечательном человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма…».

В начале романа Базаров являет собой уверенно следовавшую принципам нигилизма, нескромную и невежественную натуру, которая путём разрушения старого мира хочет построить новый совершенный мир. Этот образ отталкивает читателя, но чем дольше мы наблюдаем за Базаровым, чем глубже постигаем его противоречивую личность, тем сильнее разрастается желание заглянуть в его душу, понять, что чувствует этот далеко не глупый человек.

Самое интересное происходит тогда, когда Базаров влюбляется. И он, нигилист, отрицающий романтику и чувства, начинает страдать от мук горящего сердца и неукротимой одним лишь желанием страсти, которую он побороть не в силах. Благодаря этой влюблённости читатель с удивлением наблюдает за преображением Базарова: в нём открывается чувственная натура, признающая красоту природы, и в этот момент нигилист в сердце главного героя начинает погибать. Базаров не способен одержать верх над природой своих чувств и от этого по-настоящему страдает. Таким образом Тургенев показывает, что главный герой серьёзно относится к роли нигилиста в русском обществе, и для него неожиданно вспыхнувшие чувства — настоящая трагедия.

В начале романа, когда два друга приезжают в имение Кирсановых, Аркадий гордо заявляет, что он нигилист. Читатель же, сравнивая Базарова с Кирсановым, относится к этому заявлению скептически, потому как такой человек, как Аркадий, далёк от нигилизма. Он сентиментален, ласков и мягок, любит природу и музыку и в целом представляет собой наивного юношу, который попал под влияние Базарова и стал уподобляться ему. Лишь спустя время Аркадий понимает, что нигилизм — это не его путь.

Как утверждал Ситников при первой встрече с Аркадием Кирсановым, он старинный приятель Базарова, которому он обязан своим перерождением. Другими словами, Ситников считает себя нигилистом и любит красоваться этим, стремясь показать, что он важный человек в русском обществе, что он один из творцов будущего. На деле же Ситников — щеголь, сибарит, глупый и назойливый человек, который увлекается нигилизмом до того, как это выйдет из моды. Ситников — маленький человек, не представляющий из себя ничего стоящего, он — вша на теле человечества.

О Кукшине впервые заводит речь Ситников. Он утверждает, что этот человек — умная, эмансипированная женщина, которая будет совершенно в состоянии понять базаровские взгляды и стремления. Когда все трое переступили порог небольшого дворянского дворика, их взорам предстала некрасивая, неопрятная женщина. Кукшина была невзрачна не только внешне, но и внутренне: она пыталась быть интересной личностью и возместить свою внешнюю некрасивость умом, но нежелание заниматься самообразованием повлекло за собой такую деградацию личности. Эта женщина ужасно неестественна и развязна, что говорит о её неуверенности в себе, она пытается возвысить себя и показаться лучше, чем она есть. Кукшина говорит обо всём одновременно и в то же время ни о чём, она, как и Ситников, лишь следует моде, но уже для того, чтобы объектом мужского внимания.

В результате становятся ясны все мотивы героев, благодаря которым они назвались нигилистами: Базаров хотел сотворить новое, более совершенное общество, для Аркадия этот этап жизни был опытом познания своего «я», Ситникову необходимо было следовать моде и готовиться стать «великим» человеком, а Кукшина таким образом желала привлечь всеобщее внимание.

Ситников и Кукшина являли собой карикатуры тех, кто слепо следовал за социально-нравственными явлениями и безрассудно им подражал. Базаров же благодаря таланту Тургенева «вышел из-под пера» многогранной личностью, человеком, владеющим богатством мыслей, широтой взглядов и глубиной никем неразгаданной души. Роман «Отцы и дети» вновь и вновь обретает бессмертие в сердцах новых поколений благодаря великому дару слова.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.