Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Характеристика литературы девятнадцатого века (Школьные сочинения)

Девятнадцатое столетие принято называть золотым веком русской литературы, ведь именно в этот период происходят грандиозные битвы и сражения, колоссальные перевороты и восстания, другими словами, события, которые не могли не возбудить в сердцах поэтов и писателей сильнейшие чувства, нашедшие отражение в душе русского народа. Писатели девятнадцатого века особенно отличаются дерзостью мысли и широтой взглядов, и, быть может, именно поэтому произведения, рождённые в этом столетии, — бесценны, а проблемы, рассматриваемые в них, — бессмертны. Девятнадцатый век положил начало двум литературным направлениям, значительно обогатил русскую классику великолепными творениями великих художников слова и выжег на памятнике русской культуры имена тех, чьи творения продолжают жить после смерти творцов.

В конце восемнадцатого века в русской литературе зародилось новое литературное направление, название которого происходит от французского слова «sensation», переводившегося как «чувство». Основателем этого течения принято считать Карамзина, который в 1792 году написал «Бедную Лизу», что по сей день называют шедевром сентиментальной прозы. Повесть о бедной девушке с богатой историей чувств так тронула сердца читателей, что в 1801 году в свет вышла повесть «Бедная Маша» Измайлова, а в 1802 году — «Генриетта» Свечинского.

Идея сентиментализма заключалась в том, чтобы показать духовные терзания человека, обладающего богатым внутренним миром, и с помощью эмоций воздействовать на наблюдателя художественной рукописи. Таким образом, например, Карамзин демонстрирует всю глубину горьких чувств Лизы и внушает читателям ту мысль, что «и крестьянки любить умеют». Сентиментализм в России просуществовал недолго, быстро исчерпав себя и тем самым уступив дорогу новому литературному направлению.

Отечественная война 1812 года не прошла бесследно для русского народа: разочарование в окружающей действительности дало начало такому культурному явлению, как романтизм. В нём идёт противопоставление двух миров: мира, выдуманного лирическим героем, и мира реального, несовершенного и далёкого от идеала. Лирический герой-романтик, обладая исключительными чертами психологического портрета, вступал в неравную битву с внешним миром и проигрывал. Вся прелесть войны независимой личности с жестокой реальностью была по достоинству оценена русскими писателями, и, кажется, в творчестве каждого литератора можно уловить нотку романтизма. В России отцом этого направления принято считать Жуковского(баллада «Светлана», «Лесной царь»), но надо сказать, что в его романтических произведениях проскальзывает большое количество мистических образов, что, без сомнения, делает его творчество ещё более уникальным и интересным. Острое осознание противоречивости жизни также нельзя не увидеть в творчестве таких мастеров слова, как Пушкин(поэма «Цыганы»), Лермонтов( поэма «Мцыри»), которые точно так же, как другие писатели, не устояли перед обаянием этого культурного течения. В скором времени на смену таинственной природе романтизма пришла суровая действительность реализма.

Считается, что именно «Евгений Онегин» стал первым русским реалистическим романом, так как в этом произведении присутствуют и субъективизм в изображении жизни, и нравственный идеал автора (Татьяна Ларина), и внимание к точности и достоверности детали: можно смело заявить, что в «Евгении Онегине» есть все черты реализма. Хотя впервые тень этого литературного направления пала на творчество Крылова: именно в его баснях можно почувствовать неразбавленную горечь действительности. В «Горе от ума» Грибоедова также можно уловить нотку реализма: пугающая истина жизни здесь обнажена до предела и у одних вызывает горький смех, у других — слёзы отчаяния. Реализм проявлялся в творчестве многих писателей: талантливые сочинители любили изображать реальность и демонстрировать все несовершенства окружающего нас мира и общества, пытаясь эмоционально воздействовать на читателей, возбудить в их сердцах ответные чувства. Таким образом, русские классики раскрывают тему маленького человека в «Станционном смотрителе» (Пушкин), «Шинели» (Гоголь), «Преступлении и наказании» (Достоевский). В то же время говорят о народе и дворянстве в «Муму» (Тургенев), «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Салтыков-Щедрин), «Войне и мире» (Толстой). И не забывают обличить пороки типичных представителей современного им общества в «Евгении Онегине» (Пушкин), «Горе от ума» (Грибоедов), «Отцах и детях» (Тургенев) и «Герое нашего времени» (Лермонтов).

Именно в девятнадцатом веке литература получила стремительное развитие, так как быстрая смена литературных направлений не могла не оказать такого влияния на культуру русского народа. Русская классика девятнадцатого столетия поражает разнообразием взглядов и мнений, жанров и литературных явлений; талантливейшие писатели России создают в этот период великие произведения, не утратившие своей силы слова спустя столетия, но ставшие достоянием русской культуры, гордостью русского общества.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.