|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
«Последняя лирика» Н. С. Гумилёва (*Общие критические статьи)Николай Степанович Гумилёв (1886 – 1921) необычен и ярок и как личность, и как лирик, так как сочетает в себе отвагу, мужество, поэтическую способность предсказывать будущее, детское любопытство к миру, страсть к путешествиям, интерес к оккультизму. Трагична судьба поэта, которого расстреляли в августе 1921 года, несправедливо и ложно обвинив в участии в контрреволюционном заговоре. Анна Ахматова в заметках о Гумилёве, которые вела в последние годы жизни, написала о своём первом муже: «Гумилёв – поэт ещё не прочитанный. Визионер и пророк. Он предсказал свою смерть вплоть до осенней травы… Невнимание критиков (и читателей) безгранично. Что они вычитывают из молодого Гумилёва, кроме озера Чад, жирафа, капитанов и прочей маскарадной рухляди? Ни одна его тема не прослежена, не угадана, не названа. Чем он жил, к чему он шёл? Как случилось, что из всего вышеназванного образовался большой замечательный поэт, творец «Памяти», «Шестого чувства», «Трамвая»…» [Хейт А. 1: 311. ] Гумилёв – основатель второго после символизма модернистского течения – акмеизма, который возник в противовес символизму. Глава акмеистов Гумилёв и его сторонники провозгласили, что необходимо освободить поэзию от символистских призывов к идеальному, возвратить ей ясность, вещность, радостное любование бытием. Акмеисты стремились придать слову определённое, точное значение, создавать в своих произведениях конкретную образность, требовали от поэзии «прекрасной ясности». Они обращались к человеку, к естественности и подлинности его чувств. Представители акмеизма поэтизировали мир первозданных эмоций, первобытно- биологическое природное начало, доисторическую жизнь земли и человека. Задача нашей работы – проанализировать три последние книги стихов Н. Гумилёва: «Костёр» (1918; стихи 1916 – 1917 г. г.); «Шатёр» (1921; стихи 1918 г.); «Огненный столп» (последняя книга стихов, подготовленная к печати Гумилёвым; вышла осенью 1921 года, после его смерти; стихи 1919 – 1921 г. г. ), выявить основные мотивы, образы этих сборников, раскрыть поэтическую философию поэта.
1. Сборник стихов Н. С. Гумилёва «Костёр».
Книга «Костёр» включает в себя стихи, написанные в 1916 – 1917 годах, и вышла в свет в 1918 годах. Это были самые драматические события в истории России: первая мировая война, революция, гражданская война. Спустя чуть больше месяца после объявления Германией войны России поэт становится добровольцем лейб-гвардии уланского полка, а уже через полгода награждён Георгиевским крестом 4-й степени и затем произведён унтер-офицером. В мае 1915 Гумилёв был признан негодным к строевой службе по состоянию здоровья, но переубедив врачей, продолжал находиться на фронте и получил Георгиевский крест 3-й степени. В это же время он выпускает книгу стихов «Колчан», образует 2-й «Цех поэтов». Эти сухие биографические факты как нельзя лучше характеризуют личность поэта, его патриотизм, храбрость, верность России и офицерскому долгу чести. Оказавшись во время революции за границей, он в 1918 году добивается возвращения в Россию, хотя был противником власти большевиков. Сборник стихов «Костёр» относится к поздней лирике Н. Гумилёва и знаменует собой качественно новый этап его лирики, отличающийся философской глубиной. Ключевой мотив его творчества – мотив странничества претерпевает изменения. Теперь его поэтический взгляд обращён не на экзотические страны, а в самое сердце России в попытке понять, «куда несёт нас рок событий», говоря словами С. Есенина. «Поэт-конквистадор, поэт-воин, поэт-рыцарь – эти определения Н. С. Гумилёва, как поэта, давно стали ходячими». [2. Струве Г. П. :5]. Известный критик Ю. И. Айхенвальд, за свою статью памяти расстрелянного Гумилёва поплатившийся тюрьмой, а затем высланный за границу, так начинал свой этюд о Гумилёве в книге «Поэты и поэтессы»: «Последний из конквистадоров, поэт-ратник, поэт-латник, с душой викинга, снедаемый тоской по чужбине, «чужих небес любовник беспокойный, Гумилёв – искатель и обретатель экзотики». Несомненно, муза Гумилёва – это Муза Дальних Странствий и экзотические образы и темы, мотивы кочевья и странствий действительно проходят через всю поэзию Гумилёва, но и очевидно то, что этими образами и мотивами она не исчерпывается, и доказательство тому – сборник «Костёр», являющийся вершиной творчества поэта, как и сборник «Огненный столп». Это свидетельство внутреннего роста поэта, показатель неуклонного роста его мастерства. Из этих сборников мы узнаём о том, какие глубокие возможности таились в поэте и как много он успел бы ещё создать, если бы его жизнь не оборвалась так рано и трагично. Чтобы понять, в чём же состоит новаторский характер и своеобразие книги «Костёр», обратимся к стихотворению, открывающему сборник и, возможно, считающемуся программным. Это стихотворение «Деревья». Здесь поэт философски осмысливает тему человека и природы, подчёркивая превосходство деревьев перед человеком: Я знаю, что деревьям, а не нам, Дано величье совершенной жизни. На ласковой земле, сестре звездам, Мы на чужбине, а они – в отчизне. Мотив совершенной жизни, которая дана только природе, и мотив временного пребывания человека на земле полны глубокого философского смысла. Ассоциативно вспоминаются строки другого поэта, современника Гумилёва – Сергея Есенина: «Я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть». Но это стихотворение глубинно связано и с поэзией девятнадцатого века, в частности с лирикой А. А. Фета и Ф. И. Тютчева. У А. Фета есть стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы…», в котором лирический герой призывает учиться у деревьев стойкости, мужеству, терпению, умению преодолевать «жестокие морозы» судьбы. Эта же мысль звучит и в стихотворении Н. Гумилёва «Деревья». Следуя за Тютчевым, который утверждал, что природа – это «не слепок, не бездушный лик», что в природе есть «душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык», Гумилёв наделяет деревья живой душой. Рассмотрим, образы каких деревьев создаёт в своём стихотворении поэт. Деревья – это «свободные зелёные народы», среди которых лирический герой находит дубы Моисеи, пальмы Марии, души которых «друг другу посылают тихий зов». Здесь же названы ещё два дерева: сломанный вяз и сикомора, одевшаяся листьями. Сравнение деревьев с персонажами Ветхого и Нового Завета не случайно: все четыре дерева упомянуты в Библии. Дуб символизирует прочность, твёрдость, мужество, крепость, силу воли. Пальма служит эмблемой праведности. Интересно, что пилигримы в Святую землю привозили ветви прииорданских пальм в свои страны, отсюда в русском языке и возникло слово «паломник». Названная в стихотворении сикомора, дарящая тень путнику у дороги, всегда считалась символом приязни, гостеприимства и бескорыстия. А вяз (ильм» - это дерево-медонос; сухая древесина вяза быстро воспламеняется от трения, из неё легко получить огонь (Вспомним, что название сборника «Костёр», которое так или иначе предполагает мотив кочевья и странствий, ведь в дороге путники разжигают костёр). Четыре дерева, изображённые в стихотворении, связаны со Святой землёй (Палестиной). Они олицетворяют собой святость, праведность, благочестие, являются символами щедрости, бескорыстия, братской солидарности, особенно важными для суровой жизни в пустыне или для путешествия. Это стихотворение Гумилёва тесно связано с русской традицией, перекликается со стихотворениями М. Ю. Лермонтова «Ветка Палестины2, «Три пальмы», «Выхожу один я на дорогу…», со стихотворением Ф. Тютчева «Silentium!» Идея стихотворения особенно ярко выражена в последнем катрене: О, если бы и мне найти страну, В которой мог не плакать и не петь я, Безмолвно поднимаясь в вышину Неисчислимые тысячелетья! Лирический герой Гумилёва страстно мечтает о душевном покое и слиянии с природой, как и лирический герой стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»: Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь… И у Лермонтова лирический герой мечтает о том, чтобы над ним «вечно зеленея, // Тёмный дуб склонялся и шумел». Проанализировав только несколько названий, входящих в сборник («Осень», «Детство», «Ледоход», «Природа»), мы можем сделать вывод, что тема природы, философское осмысление связи человека с природой являются ведущими в сборнике, но этим не исчерпываются. Здесь есть и пророческие стихи, связанные с исторической судьбой России и с личной судьбой поэта, так пронзительно точно предугаданной поэтом. Стихотворение «Мужик», несомненно, навеяно образом Григория Распутина, который: В гордую нашу столицу Входит он – Боже спаси!- Обворожает царицу Необозримой Руси Взглядом, улыбкою детской, Речью такой озорной, - И на груди молодецкой Крест просиял золотой. А в стихотворении «Рабочий» Н. Гумилёв описывает рабочего, «невысокого старого человека», который «занят отливаньем пули», приготовленной для лирического героя. Поэт пророчески предвидит свой расстрел: Упаду, смертельно затоскую, Прошлое увижу наяву, Кровь ключом захлещет на сухую, Пыльную и мятую траву. Таким, образом, книга «Костёр» - это свидетельство творческого роста поэта, который философски осмысливает жизнь и смерть, взаимоотношения природы и человека, раскрывает тему творчества («Андрей Рублёв». «Творчество»). Кроме философской проблематики, в сборнике раскрывается и религиозная проблематика, поэт обращается к мотивам Ветхого и Нового Завета, в его стихотворениях всё чаще появляются реминисценции не только из европейской, но и русской культуры. Важно отметить, что изменяется и характер лирического героя, всё яснее и чётче звучит мотив трудного и страшного преображения, утверждаются христианские ценности, а поэтический стиль становится суровее и проще.
2. Книга стихов «Шатёр». Сборник стихов «Шатёр» напечатан в 1921 году, в него вошли стихотворения, написанные в 1918 году. «Здесь новые мотивы переплетаются со старыми, но прежняя тема «дальних странствий» приобретает новую лирическую углублённость, утрачивая часто внешнюю экзотичность». [ Струве Г. П. 2: 26 ] «Шатёр» пронизан страстной влюблённостью в экзотическую Африку, куда трижды отправлялся с экспедицией в путешествие Гумилёв, получив там яркие незабываемые впечатления, которые передал во многих своих произведениях. В сборнике не просто географическая романтика, в нём развивается личная лирическая тема. Перечислим только названия стихотворений, вошедших в сборник, чтобы понять его содержание: «Красное море», «Египет», «Сахара», «Суэцкий канал», «Судан», «Абиссиния», «Галла», «Сомалийский полуостров», «Либерия», «Мадагаскар», «Замбези», «Дамара», «Экваториальный лес». «Нигер». Чтобы понять, что в этом сборнике не просто география путешественника, а новое философское осмысление темы Африки и жизни вообще, обратимся к стихотворению, открывающему сборник, которое называется «Вступление». Образ Африки раскрывается с помощью эпитетов: «оглушённая рёвом и топотом», «облечённая в пламя и дымы», «безрассудной», «звериная душа». «на дереве древнем Евразии //Исполинской висящая грушей» (сравнение). Дополняет образ Африки следующий словесный ряд: «о вождях в леопардовых шкурах», «полчища воинов хмурых», «о деревнях с кумирами древними», «о львах». Создавая экзотический образ «дикой» Африки, автор использует религиозные мотивы, подчёркивая, что «дикость» и «безрассудство» Африки объясняется тем, что ангел, приставленный к Африке, «неопытный», а серафимы в небесах говорят об Африке в небесах «шопотом» (орфография сохранена). Но лирический герой чувствует неразрывную связь с Африкой и мечтает о последней милости: Дай скончаться под той сикоморою, Где с Христом отдыхала Мария. Таким образом, мы видим, что прежняя тема экзотической Африки усилена религиозными мотивами, ярко выделено личностное начало.
3. Книга стихов «Огненный столп». Это последняя книга стихов, подготовленная к печати Гумилёвым, в неё включены стихи 1919 – 1921 г.г.), а вышла она в свет осенью 1921 года уже после трагической смерти поэта. Название «Огненный столп» имеет много смыслов: это странствие, следование Божьей воле, судьба, чудо, участие в созидании «Небесного Иерусалима», стремление к святости, преображению. В Пятикнижии Моисея говорится о том, ка сам Господь шёл перед народом Израиля, скитающимся по пустыне в поисках Земли Обетованной, днём – в виде облачного столпа, ночью в виде огненного столпа. У Чёрмного моря евреям грозила гибель, так как их догнали египетские войска, но огненный столп встал позади израильтян и светил им, а египтян ослеплял. «Огненный столп» открывается стихотворением «Память», к которому мы и обратимся, чтобы раскрыть основные мотивы, образы и проблематику сборника. Стихотворение имеет кольцевую композицию, так как начинается и заканчивается одинаковыми строками: «Только змеи сбрасывают кожу, // Мы меняем души, не тела». Лирический герой относится к этому факту сначала с горечью и грустью, а в конце стихотворения эмоциональная тональность усиливается и чувства лирического героя доходят до грани отчаяния: «Крикну я… Но разве кто поможет…» Как же объясняется в стихотворении смена душ? Личность рождается, развивается, проходит разные этапы, которые хранятся в памяти. Лирический герой даёт оценку каждому этапу человеческой жизни. Первый - это «колдовской ребёнок», который полюбил «сумрак рощ, //Лист опавший». Он «некрасив и тонок», но мог словом остановить дождь. В друзьях у ребёнка только «дерево да рыжая собака». Второй – это некто под «вывеской поэта», «хотел стать богом и царём», но он совсем не нравится лирическому герою. Лирический герой любит третьего – «избранника свободы, //Мореплавателя и стрелка». Но, к сожалению, этот третий, который «как вино, впивал … воздух сладкий //Белому неведомой страны», «променял весёлую свободу //На священный долгожданный бой». Четвёртая метаморфоза оказывается последней. Четвёртому лирическому «я» достаются биографические факты поэта: «святой Георгий тронул дважды //Пулею нетронутую грудь». «Я – угрюмый и упрямый зодчий // Храма, восстающего во мгле…» Мотивы, возникающие в описании «четвёртого», тесно связаны с названием сборника «Огненные столп»: мотив храма, восстающего во тьме, мотив стремления к славе «как на небесах, и на земле», мотив борьбы, «священного долгожданного боя», «Нового Иерусалима». Кульминация стихотворения – появление неведомого путника, рядом с которым изображены лев и орёл. Это апокалиптические звери, изображённые в Откровении Иоанна Богослова (4: 6-8): «И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, и четвёртое животное подобно орлу летящему». Путник – это Христос, свершающий путь крестной жертвы, полного отречения от себя. Таким образом, в последнем сборнике Гумилёва звучат мотивы жертвенного пути, полного отречения от себя, нравственного преображения.
Заключение. «Последняя лирика» Н. С. Гумилёва – вершина его творчества. Стихи поэта приобретают философскую глубину. Мотив странничества по экзотическим землям часто трансформируется в путешествие лирического героя в пространстве и времени («Заблудившийся трамвай»). Лирический герой проходит путь от страдания к нравственному очищению. Н. С. Гумилёв в позднем творчестве раскрывает вечные темы жизни и смерти, природы и человека, смысла жизни. Он размышляет об исторической судьбе России, пророчествует свою гибель. Усиливается религиозная тематика, раскрываются христианские ценности. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|