|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Анализ романа Мариам Петросян «Дом, в котором...» (*Общие критические статьи)Роман Мариам Петросян «Дом, в котором…» 1. Хронотоп: особенности места и времени действия. Создателем понятия о хронотопе является литературовед М. М. Бахтин. Этот термин подчёркивает единство пространства и времени: приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем. Уже само название романа Мариам Петросян «Дом, в котором…» (2009 г.) говорит о том, что в центре этого произведения Дом, а многоточие, фигура умолчания в конце заголовка придают повествованию особую загадочность: а что же в этом доме? В реальности Дом – это интернат для детей - инвалидов, от которых отказались родители. По сути, эти дети несчастливы вдвойне: во-первых, их обидела природа, сделав инвалидами; во-вторых, предали близкие люди – родители. Но для детей интернат – это родной Дом, который они любят. Роман начинается описанием Дома, его местоположения, из которого можно выявить трёхчастную структуру художественного пространства. Парцелляция подчёркивает это деление: «Дом стоит на окраине города. В месте, называемом Расчёской. Длинные многоэтажки здесь выстроены зубчатыми рядами с промежутками квадратно-бетонных рядов – предполагаемыми местами игр молодых «расчёсочников». Зубья белы, многоглазы и похожи один на другой. Там, где они ещё не выросли, - обнесённые забором пустыри. Труха снесённых домов, гнездилища крыс и бродячих собак гораздо интереснее молодым «расчёсочникам», чем их собственные дворы – интервалы между зубьями». С одной стороны, реальная действительность, «Наружность» в образе этих одинаковых безликих домов, с другой стороны- пустырь, где снесли старые дома, а новые ещё не построили, - в мифологическом пространстве романа пустырь выполняет функцию Леса как ирреального пространства. Лес противопоставлен Наружности, другое его название Изнанка, которая воспринимается как возможность спастись от разрушающего мира Наружности. А между этими двумя мирами – зубцов и пустырей – стоит Дом. Три мира: Расчёски-зубцы – Дом – пустырь (Лес) – находятся не в положении вертикальном: верхний, срединный, нижний миры, как в романе М. А. Булгакова, где сосуществуют три параллельных мира: современная писателю реальность – тридцатые годы 20 века, ершалаимские страницы, на которых изображены события евангельские, и потусторонний мир. У Петросян три мира находятся в горизонтальной плоскости, благодаря чему герои могут перемещаться из одного мира в другой. Образы Расчёсок и леса вызывают реминисценцию, связанную с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», где девочка, спасаясь от преследования злой бабы-яги и её помощников гусей-лебедей, бросает частый гребешок (расчёску) и вырастает густой лес, защищающий детей. Внешний мир – Наружность – Расчёски - враждебно относится к Серому Дому, не любит его и вообще предпочёл бы не иметь его рядом, чтобы вообще его не было. Дом, занимая центральное место между враждебным миром Расчёсок и ирреальным миром Леса-пустыря, представляет собой замкнутое пространство, самостоятельное и самодостаточное, живущее своим внутренним миром. Пространство в романе выстраивается в форме концентрических кругов. Центр – сакральное (священное, потустороннее) пространство – Дом, его окружает периферия (Наружность). Дом соединяет в себе свойства двух миров (как срединное пространство) – профанного (того, что не является святым, грубого) и сакрального. Дом обладает собственной структурой, которую можно представить следующей схемой: кровать – комната – спальня – Дом – двор - пространство Наружности за забором, которое не ограничивается ничем. Все эти пространства расположены в форме концентрических кругов от меньшего к большему – они расходятся, как круги по воде. Кровать – минимальное личное пространство. Не случайно одному из героев (Кузнечику) Дом кажется огромным ульем, а в каждой ячейке находится спальня, а в каждой спальне – отдельный мир. Внутри Дома тоже есть деление на пространства, каждое из которых имеет своё название: Могильник (лазарет), Комната Ужасов (туда собрали всё пугающее из наружности), Клетка (изолятор, куда помещают провинившихся обитателей интерната). Есть Синяя Клетка, Жёлтая Клетка (по цвету выкрашенных стен), Проклятая комната (одна из жилых спален, окна которой выходят на улицу, в Наружность, которая враждебна Дому), Кофейник – пустая комната, сделанная под кафе, символизирующая «улицу» - это единственное место, где могут встретиться представители разных групп интерната. Особое сакральное место в Доме, которое боятся посещать, так как там однажды видели большую лужу крови, - Перекрёсток – место, где пересекаются коридоры, которые служат «улицами». 2. Принципы временной организации повествования Время в романе не линейно, а циклично, оно измеряется не часами и днями, а событиями, связанными со становлением обитателей дома, с их взрослением, инициацией, то есть переходом на новую ступень своего развития. Здесь можно выделить три этапа: вхождение в Дом начинается с получения прозвища, все обитатели интерната имеют клички, настоящее имя известно только у Курильщика – Эрик Циммерман. Второй этап – это выпускной старших групп, а третий – собственно выпускной отдельной личности. Деформированное время в Доме течёт не так, как в Наружности, где минуты, часы и дни протекают линейно. Время в Доме воспринимается индивидуально. Один и тот же отрезок времени одним обитателем Дома воспринимается как две жизни, за которые он успел постареть, а другим как какой-то жалкий месяц. Если символом «наружного» времени являются часы, но в Доме время мифологическое, и поэтому часы там часто ломаются, или их специально ломает воспитанник по прозвищу Табаки Шакал. С одной стороны этого героя воспринимают как балаганного шута, такую роль он и играет в Доме, а с другой стороны, его считают овеществлённым духом Дома.
3. Образ доски для игры в дартс в структуре повествования. Образ доски для игры в дартс (ряд связанных игр, в которых игроки метают дротики в круглую мишень, повешенную на стену) имеет важное значение в структуре романа, в его пространственно-временном мире, потому что помогает создать символический образ времени. Доска для игры в дартс представляет собой круг, на котором нарисованы меньшие круги, входящие один в другой. Бросьте камешек в реку, и вы увидите, как по воде расходятся круги, так и в романе М. Петросян время не движется по прямой линии, оно циклично. Время в романе похоже на витки спирали, которые располагаются на одной плоскости, как на доске для игры в дартс. Категория времени получает онтологическое, философское направление как осознание своего бытия в мире. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|