Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ первой главы романа Ф. М. Достоевского «Идиот» (Достоевский Ф. М.)

Ф. М. Достоевский. Роман «Идиот». Анализ части первой, главы первой.

Содержание

1. Введение. Особенности поэтики Ф. М. Достоевского.

2. Анализ 1-ой главы 1-ой части романа Ф. М. Достоевского «Идиот».

1) Первая глава как идейно-смысловое ядро романа.

2) Образ Петербурга. Хронотоп.

3) Портрет как средство характеристики героев.

4) Диалог как средство характеристики героев.

5) Прошлое героев до момента встречи.

6) Основные образы и мотивы.

3. Заключение. Новаторство Достоевского в романе.

1. Введение.

Особенности поэтики Ф. М. Достоевского.

Ф. М. Достоевский – один из величайших новаторов в области романа. Он создал новый тип художественного мышления, который

М. М. Бахтин условно назвал полифоническим. В произведениях Достоевского читатели находят новую художественную модель мира. В своей работе мы постараемся ответить на вопрос, в чём принципиальное новаторство писателя.

Достоевский – это художник нового типа, так как все элементы романной структуры у него глубоко своеобразны и определяются тем новым художественным заданием, которое только он сумел поставить и разрешить во всей его широте и глубине.

В чём же состоит это художественное задание? Достоевский в своих романах стремился построить полифонический мир, разрушив при этом уже сложившиеся формы европейского монологического романа.

Основной категорией художественного видения Достоевского было не становление, а сосуществование и взаимодействие. Свой художественный мир писатель видел в основном в пространстве, а не во времени. Даже внутренние противоречия и внутренние этапы развития одного человека он драматизирует в пространстве, заставляя героев беседовать со своим двойником. Для произведений Достоевского явление парных героев (двойников) обычно. Из каждого противоречия внутри одного героя писатель стремится сделать двух героев, чтобы драматизировать это противоречие и развернуть его экстенсивно. В романах Достоевского много массовых сцен, так как писатель стремится сосредоточить в одном месте и в одно время как можно больше лиц, не смущаясь тем, что это иногда выглядит неправдоподобно.

Для романов Достоевского характерна катастрофическая быстрота действия. Основной критерий при отборе материала – это возможность одновременного сосуществования, взаимодействия. Основная категория времени в романах писателя – настоящее время, момент, миг, а прошлого и будущего не существует. Герои Достоевского ничего не вспоминают, у них нет биографии в смысле прошлого. Они помнят из своего прошлого только то, что для них перестало быть настоящим и переживается ими как настоящее: неискупленный грех, преступление, непрощённая обида.

По мнению М. М. Бахтина, исключительная художественная способность Достоевского видеть всё в сосуществовании и взаимодействии является его величайшей силой, но и величайшей слабостью. Многие стороны действительности просто не могли войти в его кругозор. Но, с другой стороны, эта способность до чрезвычайности обостряла его восприятие в разрезе данного мгновения и позволяла увидеть многое и разнообразное там, где другие видели одно и одинаковое. Там, где другие видели одну мысль, он умел найти и нащупать две мысли, раздвоение.

Полифонизм (многоголосие) романов Достоевского проявляется в том, что в каждом голосе он умел слышать два спорящих голоса, в каждом выражении – надлом и готовность тотчас же перейти в другое, противоположное выражение.

Эта особая одарённость писателя слышать и понимать все голоса сразу и одновременно и позволила ему создать полифонический роман.

Таким образом, художественный мир Достоевского – это художественно организованное сосуществование и взаимодействие духовного многообразия, а не этапы становления единого духа.

Писателя интересует не жизнь идеи в одиноком сознании и не взаимоотношения идей, а взаимодействие сознаний в сфере идей.

Сознание у героев Достоевского находится в напряжённом отношении к другому сознанию.

Интересно, что каждая мысль героев у писателя с самого начала ощущает себя репликой незавершённого диалога.

М. М. Бахтин считает, что термин «идеологический роман» не совсем адекватен и уводит от художественного замысла Достоевского.

Для писателя характерна новая концепция героя. По-новому проявляется и авторская позиция по отношению к герою. Выделим три особенности. Во-первых, в условиях полифонического замысла герои обладают относительной свободой, их голоса обладают самостоятельностью. Во-вторых, для писателя характерна особая постановка идеи. В-третьих, в романе мы находим новые принципы связи, образующие целое романа.

Герой интересует Достоевского не как явление действительности, обладающее определёнными и твёрдыми социально-типическими и индивидуально-характерологическими признаками, как это происходит у других писателей. Герой интересует великого гуманиста 19 века как особая точка зрения на мир, на себя самого. Писателю важно не то, чем его герой является в мире, а прежде всего то, чем является мир для героя. В построении образа героя присутствует доминанта самосознания. Слов автора у Достоевского противостоит полноценному слову героя.

Ещё одна важная особенность героев писателя – это их незавершённость, которую они живо ощущают. Несомненно, у таких героев, как Раскольников, Соня, Мышкин, Ставрогин. Иван и Дмитрий Карамазовы есть глубокое сознание своей незавершённости.

Таким образом, полифонизм (многоголосие), система двойников, сосуществование и взаимодействие героев в пространстве, диалогизация речи, незавершённость героев, в которых писатель раскрывает их самосознание и их точку зрения на мир являются яркими новаторскими чертами поэтики Ф. М. Достоевского.

2. Анализ первой главы первой части романа Ф. М. Достоевского «Идиот».

Рассмотрим, как особенности поэтики Достоевского проявились в первой главе первой части. Важно отметить, что первая глава у писателя – это всегда идейно-художественное, психологически-смысловое ядро романа, где завязываются основные сюжетные линии и начинают звучать основные мотивы. В этой главе происходит знакомство двух главных героев романа – антиподов, антагонистов, соперников и одновременно двойников – князя Льва Николаевича Мышкина и купца Парфёна Семёновича Рогожина.

Проанализируем структуру главы, её композицию и первое впечатление о героях.

Глава открывается типичным петербургским пейзажем. Действие происходит в конце ноября, то есть в переходный период между осенью и зимой. Причём время даётся точное – в девять часов утра. Возможно, это связано с тем, что поезд Петербургско - Варшавской железной дороги на всех парах несётся к конечной станции. Отмечается погодное условие – оттепель. «Было сыро, туманно, что насилу рассвело», отмечается плохая видимость и даётся общий портрет пассажиров: «Все, как водится, устали, у всех отяжелели за ночь глаза, все назяблись, все лица были бледно-жёлтые, под цвет тумана». Символика жёлтого цвета несёт у Достоевского особое значение и связана чаще всего с образом Петербурга.

Кроме времени, описания пассажиров, погоды, важную роль играет описание места действия: железнодорожный вагон третьего класса, в котором ездят малообеспеченные пассажиры. Небольшая часть возвращается из-за границы, а большинство – «всё люд мелкий и деловой».

Крупным планом даётся описание двух пассажиров, которые очутились с рассвета в вагоне друг против друга. При описании этих героев автор сначала выделяет общее в них: «…оба люди молодые, оба почти налегке, оба не щегольски одетые, оба с довольно замечательными физиономиями и оба пожелавшие, наконец, войти с друг другом в разговор». Позднее мы узнаем, что не только Рогожин, но и Мышкин едет за наследством.

Авторский голос особенно чётко слышен тогда, когда он сообщает, что если бы герои знали один про другого, то они удивились бы тому, как случай странно свёл их «так странно посадил их друг против друга в третьеклассном вагоне петербургско-варшавского поезда».

Вообще случай в романах Достоевского играет важную роль, иногда он, как мы говорили об этом во введении, нарушает законы правдоподобия. В романе «Преступление и наказание» Раскольников после пророческого сна о забитой лошадке отказывается было от своей «безобразной мечты», идеи убийства ростовщицы, но почему-то изменяет свой привычный маршрут, проходит через Сенную площадь, где, услышав разговор мещан и сводной сестры процентщицы Лизаветы, узнаёт, что завтра в семь часов вечера она останется дома одна. Этот случай решает судьбу бывшего студента, и он не может больше сопротивляться идее убийства.

В романе «Идиот» тоже случайная встреча в вагоне станет для героев судьбоносной, и они будут постоянно вместе если не в пространстве, то в сознании друг друга, будут вести друг с другом постоянный внутренний диалог. И здесь действительно проявится полифонизм романа, сосуществование и взаимодействие героев, а в центре внимания романиста самосознание героев, их точка зрения на мир, о чём мы писали во введении.

Сначала даётся портрет Рогожина. Детали портрета указывают на двойственность и противоречивость героя. Одни детали передают внешний облик Парфёна Рогожина, подчёркивая его внешнюю непривлекательность и неказистость. Но психологические детали передают двойственную природу этого героя: «тонкие губы беспрерывно складывались в какую-то наглую, насмешливую и даже злую улыбку, но лоб его был высок и хорошо сформирован и скрашивал неблагородно развитую нижнюю часть лица». В портрете противоречиво соединилось болезненное состояние героя («мертвенная бледность», «измождённый вид») и «крепкое телосложение». Как здесь не вспомнить первый психологический портрет в русской литературе. В романе «Герой нашего времени» Лермонтов изображает Печорина, в котором живут два человека: один действует, а другой судит первого. В портрете две детали противопоставлены: Печорин сидит в позе бальзаковской тридцатилетней «кокотки», но в то же время его крепкое телосложение говорит о его способности преодолевать трудные условия похода. Болезненное состояние Рогожина связано не столько с физическим недомоганием, сколько с нравственной болезнью – «страстью»: «что-то страстное, до страдания, не гармонировавшее с нахальною и грубою улыбкой и с резким, самодовольным его взглядом».

Рогожин одет тепло, «в широкий мерлушечий чёрный крытый тулуп, и за ночь не зяб». Эта последняя портретная деталь (одежда) служит логическим мостиком, переходом к описанию другого героя (князя Мышкина), выполняя принцип антитезы.

Рассмотрим структуру портрета князя Мышкина, отметив важное обстоятельство: Достоевский пока не называет имён героев, словно он их не знает, как и читатель и видит впервые. Автор постепенно входит в самосознание важнее для него не имя героев, а то, как они сами себя сознают.

Лёгкая ирония автора возникает, когда он пишет, что этот второй пассажир «принужден был вынести на своей издрогшей спине всю сладость сырой ноябрьской русской ночи, к которой, очевидно, был не приготовлен». Одеяние на князе Мышкине подчёркивает его нездешность, его прибытие оттуда – из-за границы, из другого мира.

Здесь следует отметить, как Ф. М. Достоевский определял замысел своего романа «Идиот» и писал об этом из Женевы в Москву своей племяннице Софье Александровне Ивановой: «Идея романа – моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за неё… Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного – всегда пасовал. Потому что это задача безмерная».

По сути, Достоевский ставит очень сложный художественный эксперимент, он задаётся вопросом: а что было бы, если бы в современную ему русскую действительность вновь явился бы Христос, как и две тысячи лет тому назад? Смог бы он установить царство гармонии на земле, изменить людей к лучшему, сделать их счастливыми? Князь Лев Николаевич Мышкин - это князь Христос (так он был назван в черновиках), это положительно прекрасный человек, каким его видел автор.

Рассмотрим, в какой последовательности перечисляются детали портрета князя Мышкина. Первая деталь – это «довольно широкий и толстый плащ без рукавов и с огромным капюшоном, точь –в – точь как употребляют часто дорожные, по зимам, где-нибудь далеко за границей, в Швейцарии или, например, в Северной Италии, не рассчитывая, конечно, при этом и на такие концы по дроге, как от Эйдткунена до Петербурга». Но эта деталь одежды, плащ с капюшоном, напоминает и дорожное одеяние путников во времена Христа. Следующие детали портрета рассмотрим в таблице в сопоставлении с деталями портрета Рогожина, указывая цифрами порядок их появления.

Деталь портрета Портрет Рогожина Портрет князя Мышкина

возраст 2- двадцать семь 2 – двадцать шесть или двадцать семь (генералу Епанчину в следующей главе Мышкин говорит, что ему 26 лет

рост 1 - небольшой 3 – роста немного повыше среднего

волосы 3 – курчавый и почти черноволосый 4 – белокур, густоволос

щёки 6 - лицо скулистое 5 – со впалыми щеками

борода - 6 – с лёгонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой

глаза 4 – серые, маленькие, но огнистые 7 – глаза его были большие, голубые и пристальные

нос 5 – широк и сплюснут -

улыбка 7- (губы)беспрерывно складывались в какую-то наглую, насмешливую и даже злую улыбку

12 – нахальная и грубая -

губы 6 - тонкие -

лоб 8 – высок и хорошо сформирован

нижняя часть лица 9 – неблагородно развитая -

лицо 10 – мертвенная бледность, измождённый вид 10 – лицо приятное, тонкое и сухое, но бесцветное, теперь даже досиня иззябшее

телосложение 11 - крепкое -

взгляд 13 – резкий, самодовольный 8 - во взгляде … было что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают в субъекте падучую болезнь

одежда 14 - тепло одет, в широкий мерлушечий чёрный крытый тулуп 1 – довольно широкий и толстый плащ без рукавов и с огромным капюшоном

12 – на ногах его были толстоподошвенные башмаки с штиблетами, - всё не по-русски

болезнь Горячка, лихорадка Падучая (эпилепсия)

Таким образом, в портретах героев подчёркивается их противоположность, разность, они не похожи ни внешне, ни внутренне друг на друга. В портрете Рогожина подчёркивается низменное, злое начало, а в портрете Мышкина выделяется возвышенное, доброе и благородное начало.

Обратимся к диалогу как наиболее важной составляющей романа для раскрытия самосознания героя.

Диалог начинает Рогожин – «черноволосый сосед в крытом тулупе» - один из большинства, обыкновенный человек, который испытывает «удовольствие при неудачах ближнего». Психологические детали, раскрывающие образ Рогожина: «неделикатная усмешка», «бесцеремонно», «небрежно». «Зябко?» - с этого вопроса, казалось бы, незначительного, и начинается разговор героев. Поражает реакция белокурого пассажира на неделикатную усмешку: он не обиделся, а с «чрезвычайной готовностью ответил»: «Очень… и, заметьте, это ещё оттепель. Что ж, если мороз? Я даже не думал, что у нас так холодно. Отвык».

Что мы узнаём о прошлом героя? По сути, автора не интересует прошлое героя во всех его подробностях, он не делает экскурса в прошлое своего персонажа, не даёт его подробной истории, как это, например, делает И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети», давая подробную историю жизни Павла Петровича Кирсанова. Достоевский передаёт только те факты, которые имеют непосредственное отношение к настоящему, а потому абсолютным прошлым для него не является.

Какие же факты о прошлой жизни князя Мышкина мы узнаём из его диалога с Рогожиным? Во-первых, он не был в России «с лишком четыре года». Во-вторых, отправлен за границу по болезни. В-третьих, его там не вылечили. На язвительное замечание черномазого, что «денег… даром переплатили, «швейцарский пациент» «тихим и примиряющим голосом» защищает своего доктора, который два года его на свой счёт содержал и дал денег на дорогу, так как благодетель Мышкина господин Павлищев два года назад умер.

Как только речь заходит о деньгах, в разговор вступает третье лицо: «сидевший рядом и дурно одетый господин, нечто вроде закорузлого в подьячестве чиновника, лет сорока, сильного сложения, с красным носом и угреватым лицом». Позднее мы узнаем, что фамилия этого господина Лебедев, он из тех «господ всезнаек», которые часто встречаются «в известном общественном слое». Интересует таких господ «область ограниченная»: всё, что касается материального состояния людей, из связей и положения в обществе. Именно Лебедев первый и спрашивает, с кем он имеет честь разговаривать. Имя «Лев Николаевич Мышкин» «господину всезнайке» ни о чём не говорит, это историческое имя можно найти в истории Карамзина, но не в современности, на что Мышкин сообщает, что он последний в своём роде, а род его древний, старинный, но захудалый, обедневший, в роду у него и однодворцы были, то есть лица из числа низшего разряда служилых людей на Руси конца 15 века – начала 18 века, владевших небольшим земельным участком на правах служилого поместья и впоследствии фактически приравненных к крестьянам.

В чём символическое значение имени князя Мышкина? Лев – царь зверей, в религиозной символике обозначает силу и мощь Христа. Николаевич – Николай – «победитель народов» или «побеждающий народ». С одной стороны, кажется, что хищный лев и крохотная беззащитная мышка не сочетаются с именем героя, противопоставлены друг другу. Но сила и мощь князя духовная, в его кротости, смирении, любви к ближнему, всепрощении и жертвенности, благородстве, именно эти качества помогают ему «побеждать», покорять сердца людей, и первую победу он одержал в вагоне поезда. Расставаясь с Мышкиным, Рогожин сказал: «Князь, неизвестно мне, за что я тебя полюбил». В связи с именем Лев Николаевич возникают, несомненно, и аллюзии, связанные с именем графа Толстого. Достоевский не принимал взглядов Толстого, не считал его истинным христианином, но, возможно, имелась в виду проповедь Толстым непротивления злу насилием. Ведь герой Достоевского следует именно этому правилу, не противится злу насилием.

Как происходит представление Рогожина? Он просто спрашивает своего собеседника: «Рогожиных знаете?» Лебедев тут же спрашивает «не из тех ли самых Рогожиных» - и получает ответ невежливый, нетерпеливый, так как «черномазый» оказывает неуважение «всезнайке» и обращается только к князю Мышкину.

Что мы узнаём о прошлом Рогожина? Это снова не совсем прошлое, так как оно не закончено, ещё живо и тесно связано с настоящим. Отец собеседника князя – Семён Парфёнович Рогожин, потомственный почётный гражданин, умер месяц назад и два с половиной миллиона капитала оставил. Все эти сведения сообщает Лебедев, причём «миллионер в тулупе» вызывает у него «что-то благоговейное и подобострастное, даже испуганное». Лебедева не смущает, что Рогожин заявляет ему, что ни копейки не даст, прибавив: «... хоть ты тут вверх ногами передо мной ходи». Напротив, он охотно поддакивает: «И буду, и буду ходить». В сущности, он добивается своего, так как Рогожин берёт его с собой.

Многие исследователи отмечали, что если Мышкин – это Христос, то Рогожин – это Антихрист, дьявол. Проанализируем символику имени этого героя. Парфён в переводе с греческого – «девственный, чистый, нетронутый». Семён – «слышащий Бога», устаревшая форма – Симеон. Это имя относит нас к евангельскому сюжету о старце Симеоне, которому было предсказано, что не умрёт он, пока не увидит спасителя рода человеческого. Мария пришла с младенцем Иисусом в храм, где находился и Симеон, который прославил Бога за то, что тот позволил ему увидеть Христа. В романе Достоевского «Преступление и наказание» Мармеладова зовут Семён Захарович и он в распивочной сразу же обращается с беседой к Раскольникову, который, если судить по символике имени, нераспустившийся бутон Христа, так как по религиозным понятиям, в каждом живёт Христос.

Имя и отчество Рогожина говорят о том, кем бы он мог стать, если бы преодолел в себе тёмное начало. А вот фамилия противопоставлена светлому имени и отчеству. Рогожин – от слова «рогожа» - «грубая упаковочная ткань из мочальных лент». Может, эта фамилия подчёркивает не только грубость «черномазого пассажира», но и свидетельствует о незавершённости этого человеческого материала, ведь рогожу трудно назвать тканью, она годится только для упаковки.

Любовная история Рогожина говорит о том, что он человек страстный, легко увлекающийся и воспламеняющийся, одержимый страстью, способный на безумные поступки. Предмет пылкой безумной страсти Рогожина, приведший его в конце романа к страшному убийству своей возлюбленной, - это Настасья Филипповна Барашкова.

Начнём характеристику этой героини с имени. Настасья – Анастасия – «воскресшая». Филипповна – «любящая коней» (конь в символике – душа), в фамилии Барашкова – барашек. Агнец на заклание. С одной стороны, в имени подчёркивается духовное начало, с другой стороны, её жертвенность. Она сама идёт к Рогожину, зная, что её ждёт гибель. А если сопоставить имя Лев князя Мышкина, который полюбил Настасью Филипповну христианской любовью, чувствуя к ней величайшее сострадание, и барашка – агнца, то лев и ягнёнок (барашек, агнец) символизируют вновь обретённый рай, первоначальное единство.

«Всезнайка» Лебедев сообщает, что Настасья Филипповна Барашкова – «даже знатная барыня, и тоже в своём роде княжна», «знается с некоим Тоцким, с Афанасием Ивановичем», «помещиком и раскапиталистом, членом компаний и обществ, и большую дружбу на этот счёт с генералом Епанчиным ведущие…»

Рогожину достаточно было мгновения, чтобы страстно влюбиться в Настасью Филипповну. Он «в третьегодняшней отцовской бекеше через Невский перебегал, а она из магазина выходит, в карету садится». История алмазных подвесок, когда Рогожин не побоялся отца, и подарил их предмету своей страсти, тоже говорит о его страстной, увлекающейся натуре.

Какие же сюжетные линии и мотивы берут начало в первой главе и будут развиваться в романе? Во-первых, это линия противостояния, сближения и отталкивания князя Мышкина и Рогожина. Во-вторых, любовная линия Рогожина и Настасьи Филипповны, которая то соглашается выйти замуж за своего обожателя, то убегает от него. Соблазнитель Настасьи Филипповны Тоцкий, который сначала сделал её своей содержанкой, а затем захотел избавиться, «пристроить», чтобы жениться на дочери генерала Епанчина, и именно в связи с Тоцким в образе Настасьи Филипповны звучит мотив непрощённой обиды и мотив оскорблённого самолюбия.

Заключение.

Ф. М. Достоевский поставил перед собой труднейшую задачу: создать образ «положительно прекрасного человека» и посмотреть, что с ним произойдёт в людском сообществе, как сложатся его отношения с окружающими, как повлияет он на них и они на него. Достоевский хотел ввести в роман человека, насколько возможно схожего с Христом – добротой, человеколюбием, отсутствием эгоизма, незлобивостью, кротостью.

Первую главу можно считать завязкой действия, так как в ней произошла встреча двух главных героев романа.

На примере анализа этой главы, мы стремились показать, как в ней проявились особенности поэтики Достоевского: полифонизм (многоголосие), изображение героя как носителя самосознания, имеющего свой взгляд на мир, наличие двойников, символизирующих раздвоенное сознание героев.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.