|
Вы здесь: Критика24.ру › Жуковский В. А.
Анализ стихотворения «Песня» (Жуковский В. А.)Анализ стихотворения В. А. Жуковского «Песня». Без Жуковского не было бы Пушкина, не было бы русской поэзии. Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль, - так написал «победитель-ученик» о своём «побеждённом учителе». «Литературным Коломбом Руси» назвал Жуковского критик В. Г. Белинский. Америка, открытая поэтом, - душа человеческая во всех её неуловимых, невыразимых движениях. Биография души самого поэта стала предметом его лирики. Вся поэзия Жуковского пронизана отзвуками возвышенной и романтической любви к юной Маше Протасовой. Эта любовь была взаимной, но мать Маши, сводная сестра Василия Андреевича, была против этого брака, считая его греховным. Стихотворение «Песня» было написано в 1818 году, спустя год после того, как Маша Протасова вышла замуж «по рассудку» за профессора медицины И. Ф. Мойера. В романсе звучит тема прекрасного прошлого и раскрывается мысль о том, что минувшие годы невозможно вернуть. Перед нами идеальный мир человеческой души, в которой «воскресло» «минувших дней очарованье». Как выразить «невыразимое», как передать те тонкие, неуловимые движения человеческой души, которые невозможно передать словами? Душа человека – загадка, равная тайне вселенной. Но Жуковскому удаётся найти слова, передающие тихое струение души. Вместо конкретных слов он использует отвлечённые имена существительные: «очарованье», «воспоминанье», «мечты», «душа», «привет», «взор», «надежда», «блеск», «красота». Эпитеты метафоричны, придают отвлечённым понятиям нечто живое, одушевлённое: мечты «замолчавшие», красота «увядшая». Поэт обращается к отвлечённым понятиям, как к живым, разумным существам, пытаясь найти у них ответ на вопрос: как вернуть былое? Лирический герой обращается к «очарованью» «минувших дней», к прошлому, используя перифраз: О милый гость, святое Прежде… Наречие «Прежде», да ещё написанное с большой буквы, в сочетании с эпитетом – прилагательным «святое», переходит в разряд существительных. Кажется, поэт пытается «овеществить», сделать зримым незримое. Обилие вопросительных предложений направлено на разгадку человеческой души: Минувших дней очарованье, Зачем опять воскресло ты? Кто разбудил воспоминанье И замолчавшие мечты? В трёх восьмистишиях восемь риторических вопросов, и только в последних шести строках ответ на вопросы. Но этого ответа могло бы и не быть, так как он уже сеть в самих вопросах. Целый словесный ряд характеризует прошлое: «минувшее», «давнишнее», «бывалое», «старина», «святое Прежде». Прежние надежды и мечты пробудились в душе лишь на миг, посетили, словно «милый гость», но их не вернуть. Но душа, вопреки всему, стремится «в тот край», где остался лишь один «жилец безгласный», «свидетель милой старины» - лирический герой. Его душа умерла вместе с прекрасными днями прошлого – они «в единый гроб положены». То, что невозможно передать словами, поэт стремится компенсировать звуками. Звукопись создаётся с помощью лёгких, ускользающих «ш», «х», «ч», «с», плавного и нежного «л» и носовых грустно-унылых «м» и «н». Создаётся настроение печали и нежной грусти по ускользающему, неуловимому прошлому. Стихотворение написано живым, музыкальным, подвижным четырёхстопным ямбом, рифма перекрёстная, точная, мужская и женская. Гармония, музыкальность тиха создают романтический, возвышенный строй души. «Пленительная сладость» романса Жуковского прошла «веков завистливую даль». Романс до сих пор звучит на русской сцене. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|