|
Вы здесь: Критика24.ру › Лермонтов М. Ю.
Анализ поэмы «Мцыри» (Лермонтов М. Ю.)Анализ поэмы «Мцыри». Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» написана в 1839 году. Но замысел описать монаха, который томится в монастырской неволе, возник у поэта ещё в шестнадцатилетнем возрасте, когда он учился в пансионе Поэма «Исповедь» рассказывает про молодого отшельника, «испанца родом и душой». Через пять лет автор снова вернулся к прежней теме и написал поэму «Боярин Орша». Действие происходит уже не в далёкой Испании, а в России, во времена Ивана Грозного, на литовской границе. Герой поэмы – русский юноша Арсений. В 1837 году, следуя по Военно-Грузинской дороге к мету первой ссылки, Лермонтов останавливается в древней грузинской столице Мцхет. На остроконечной горе, над самым слиянием Куры и Арагвы, виднелся старинный монастырь. Эти впечатления и легли в основу поэмы о судьбе монаха, погибающего в монастырской неволе. Произведение поэта по праву считается вершиной романтизма. Её действие происходит не в обыденной обстановке, а разворачивается на фоне величественной и пышной природы Кавказа. Просторные поля, густо разросшиеся деревья, тёмные груды скал, стремительные потоки, с шумом падающие с камней, золотая листва, светящаяся на солнце, глубокая синева небес, вершины Кавказа, сверкающие, как алмаз, отражают мечты романтического героя о прекрасной вольной жизни. Условия жизни Мцыри необычны. Шестилетним ребёнком он был взят в плен, оторван от привычной для него жизни в горском ауле. Всю свою жизнь он томится в монастырском плену, но однажды в грозовую ночь совершает побег. Характер героя необыкновенен, исключителен. Он не может примириться с жизнью в монастыре. «От келий душных и молитв» Мцыри рвётся к иной жизни, «в тот чудный мир тревог и битв, // где люди вольны, как орлы». Герой одинок, у него нет ничего общего со служителями монастыря, так как душевный покой для него неприемлем. Находясь три дня на воле, юноша не ищет встреч с людьми: он … сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей. Но в душе Мцыри живёт сладостная мечта о встрече с душой «хоть незнакомой, но родной». Он тоскует по родному краю, в нём живы воспоминания о родине. Юноша представляет себе отцовский дом; ущелье, вокруг которого рассыпался аул. Он словно слышит гул вечерних табунов и «дальний лай знакомых псов». В его воображении возникают важные лица смуглых стариков; как живой предстаёт перед ним его отец в боевой одежде, блистающий гордым, непреклонным взором. Он помнит своих сестёр, певших над его колыбелью песни. Почему же так трагически сложилась судьба Мцыри? Почему он не смог исполнить свою заветную мечту и вернуться на родину? Об этом он говорит в своей исповеди старому монаху. Он сравнивает себя с «цветком темничным». Бледное и немощное растение, выросшее «меж плит сырых», не вынесло, перенесённое «в соседство роз», палящих лучей солнца. Жажда «лучей живительных» велика, но ещё сильнее «печать тюрьмы». Как и «в тюрьме воспитанный цветок», Мцыри не готов к вольной жизни. В своём побеге герой ориентируется на «зубцы далёких гор», но, оказавшись в густом и тёмном лесу, он теряет направление и возвращается к стенам монастыря. Герой вступает в поединок со своей судьбой и терпит поражение. Все силы юноша тратит на битву с барсом. Этот эпизод является центральным и кульминационным в поэме и основан на мотивах грузинской народной поэзии, нашедшей отражение в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Жизнь для Мцыри – это не покой, а битва, вечная борьба, мятежность духа. При виде барса сердце юноши зажглось жаждою борьбы. Он чувствует упоение в бою. Встречать лицом к лицу опасность и преодолевать её – вот цель и смысл жизни для героя. Пробыв три дня на воле и испив глоток свободы, Мцыри не вынес вторичного заключения в монастырскую тюрьму. Он не жалеет о своём побеге и не смирился с поражением. Три дня на воле среди прекрасной природы, в движении к цели, в поединке с барсом заменили ему всю предшествующую жизнь. У героя активный, деятельный характер, идеалом жизни для него является не душевный покой, а внутренняя неуспокоенность, борьба. Образ Мцыри трагичен. Герой погибает, но остаётся верным и преданным идеалам свободы. Основной мотив в поведении в поведении Мцыри подчёркивает эпиграф к поэме: «Вкушая, вкусив мало, и се аз умираю». Он почувствовал вкус свободы, но должен умереть. В этих словах из Библии, принадлежащих сыну Саула Ионафану, слышится вызов судьбе. Композиция поэмы помогает Лермонтову раскрыть глубокий и могучий дух Мцыри, его огненную душу и страстное стремление к свободе. Этот герой – любимый идеал поэта, в котором он воплотил высшие духовные ценности: стремление к свободе, любовь к родине, постоянное движение вперёд, жажду борьбы. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|