|
Анализ произведения по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.)Поэма «Демон» (1829 – 1839) относится к числу самых противоречивых и загадочных произведений Лермонтова. Сложность анализа данного произведения состоит в том, что поэма имеет несколько планов истолкования и восприятия текста: философский, психологический и космический, включающий в себя взаимоотношения Демона и Бога. Легенда о падшем ангеле, который воевал с самим Богом, нашла отклик в произведениях многих европейских поэтов: Сатана в «Потерянном рае» Мильтона, Люцифер в «Каине» Байрона, Мефистофель в «Фаусте» Гете и другие. Разумеется, Лермонтов не мог не принимать в расчет уже существующую традицию, но, создавая сюжет своей поэмы и образ главного героя, поэт был вполне оригинален. Лермонтовский Демон сочетает в себе огромные внутренние силы и какое-то трагическое бессилие, стремление избавиться от одиночества, стать добрее и недостижимость этих желаний. Образ Демона в поэме – это образ мятежного протестанта, который противопоставил себя Богу, людям и всему миру. Бунтарские идеи протеста самого Лермонтова четко проявляются в его творении. Демон – это гордый и своенравный враг небес, царь свободы и познанья. Этот образ воплощает в себе мятежное восстание против всего, что сковывает волю и разум. Однако именно это всеобщее отрицание говорит не только о силе Демона, но и об его слабости. С высоты космических просторов Демону не дано увидеть, понять и оценить всю прелесть земной красоты. Он страдает в своем угрюмом одиночестве и тоскует о связях с людьми и со всем миром. Ему надоело жить только для себя. Любовь к Тамаре, простой земной девушке, должна была стать для Демона настоящим спасением от злого мира надменного уединения. Но мечты о гармонии, любви и красоте фатально недостижимы для злого духа. Разоблачение индивидуалистического сознания, намеченное в предыдущих поэмах, имеет свое место и в «Демоне». Разрушительное, «демоническое» начало воспринимается поэтом как антигуманистическое. Эта проблема волновала Лермонтова очень глубоко и разрабатывалась им в прозе («Герой нашего времени») и в драматургии («Маскарад»). Анализ поэмы усложняется тем, что в ней трудно выделить прямой авторский «голос», авторскую позицию, именно поэтому произведение является многозначным. Ряд вопросов поставленных Лермонтовым в «Демоне» так и остается неразрешенным. Видит ли поэт в своем Демоне однозначного (пускай и страдающего) носителя зла или только бунтующую жертву «несправедливого приговора»? Душа Тамары была спасена по требованию цензуры, или для Лермонтова этот мотив являлся идейно-художественной неизбежностью? Финал поэмы и поражение злого духа имеет примирительный смысл, или наоборот? Все эти нерешенные вопросы говорят о сложной философской и психологической проблематике поэмы. В главном герое удивительным образом сочетаются понятия «добра» и «зла», жажда идеала и его утрата, вражда к миру и попытка с ним примириться. В конечном счете, образ Демона отражает в себе трагическое мироощущение всех передовых людей той эпохи. Исключительно положительно о поэме отзывался известный критик Белинский. Он восхищался богатством философско-этического содержания «Демона» и его художественным своеобразием. Белинский считал эту поэму ярчайшим образцом романтического направления в литературе. Именно мощная романтическая фантазия, глубокая нравственная проблематика, пафос сомнения и отрицания, высокая лиричность, пластичность, простота эпических описаний и немного загадочный образ главного героя – все это позволило лермонтовскому «Демону» стать одним из самых значимых произведений в истории мировой романтической поэмы. Его значение велико не только в истории литературы, но также и в истории живописи (картины М. А. Врубеля), и в истории музыки (опера А. Г. Рубинштейна). Обновлено: Опубликовал(а): nadezhda84 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|