|
Образ Петербурга и его идейно –художественная роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)Петербург Достоевского – это город, построенный на финских болотах. Он скорее всего, более фантастичен, чем реален, и похож на призрак, готовый в любую минуту рассеяться, как туман. А между тем это северная столица со своеобразной европейской архитектурой. Эту трагичность и призрачность города, окружённого стихиями воды, остро чувствовал Ф. М. Достоевский, и, наверное, поэтому он так точен в воссоздании топографии Петербурга. Запечатлеть этот «гнилой, склизкий» город, пока он не поднялся вместе с туманом и не исчез, как дым, - такую задачу ставил перед собой писатель, видевший в Северной Пальмире «самый умышленный город в мире», «детище» Петра Первого, ещё больше углубившего, по мысли Достоевского, пропасть между народом и интеллигенцией. Петербург Достоевского – это не просто место действия романа, фон, на котором разворачиваются драматические события, но и соучастник преступления Раскольникова, так как психологическая атмосфера города с его нищетой, пьянством и пороками подтолкнула героя к убийству старухи процентщицы. Чтобы раскрыть образ Петербурга и его идейно-художественную роль в романе, отправимся тем же маршрутом, что и его главный герой – бедный студент, вышедший из университета за неуплату. С дотошностью детектива попробуем проследить, какое воздействие оказал Петербург на решение Раскольникова убить ростовщицу. Договоримся о времени нашего путешествия. Начало июля, «чрезвычайно жаркое время». Кстати, здесь писатель реалистичен и точен – в 1865 году июль в Петербурге был действительно необычайно жарок. Закат солнца, когда где-то вдали гаснут последние лучи. Именно в это закатное время человеку становится невыразимо грустно и тоскливо. Точка отправления – Столярный переулок. Хотя автор и зашифровал этот топоним, но знатоки Петербурга без труда его расшифровали. Здесь под самой кровлей пятиэтажного дома (такие дома назывались доходными и в них обитали обычно бедняки), находится каморка Раскольникова. Представьте себе крошечную клетушку, шагов в шесть длиной, с жёлтенькими, пыльными, всюду отставшими обоями. Половину комнаты занимает низкая, неуклюжая, большая софа в лохмотьях ситца. Крашеный стол и три не совсем исправных стула довершают картину убогого жилища. Петербург Достоевского – это город социальных контрастов, город «униженных и оскорблённых». В тесноте каморки, как в скорлупе яйца, вызревает ужасная идея о праве на жизнь другого человека. Поспешим по грязной, узкой лестнице вниз, на улицу. Мы идём в направлении к Кокушину мосту. «На улице жара страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная вонь, столь известная петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Да, действительно, этот грустный и омерзительный колорит вызовет и в нас, как и в Раскольникове, юноше с расстроенными нервами, чувство глубочайшего отвращения. Мы проходим ровно 730 шагов к огромному дому, заселённому мелкими промышленниками. Здесь-то, на четвёртом этаже, и живёт Алёна Ивановна, крошечная сухая старушонка лет шестидесяти, с «вострыми» и злыми глазками. Безжалостная процентщица обижает свою сводную сестру, кроткую и беззащитную Лизавету. Снова жёлтые обои, мебель из жёлтого дерева, картинки в жёлтых рамках. Жёлтый цвет, символ города, вызывает болезненно-резкое ощущение беспокойства, тревоги и раздражения. Чувство бесконечного отвращения в нашем герое усиливается, и мы отправляемся вместе с ним в распивочную, в подвальный этаж. Пьяные лица, грубость, непристойные речи… А среди всего этого – пьяная покаянная исповедь бывшего чиновника Мармеладова о судьбе дочери Сонечки. Чтобы спасти детей мачехи от голодной смерти, она пошла по жёлтому билету. Судьба Сони – это реальная действительность Петербурга, города контрастов, города новоявленных богачей Лужиных и города униженных и оскорблённых Мармеладовых. После посещения Мармеладовых, живущих в крайней нищете, бедный студент укрепляется в мысли о том, что мир устроен несправедливо и его нужно изменить. Только в Петербурге в воспалённом мозгу доведённого до отчаяния человека могла родиться такая ужасная теория о праве сильного на преступление. Подведём итог нашего путешествия. Мы убедились в том, что Петербург Достоевского - это реалистичный город социальных контрастов, но и фантастическое место, где рождаются бесчеловечные теории. Это не просто фон, на котором разворачиваются события, но и участник происходящего, создающий тяжёлую психологическую атмосферу, способствующую тому, что Раскольников идёт на преступление, оправдывая его собственной теорией. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|