|
Какова идейно-композиционная роль картинок, изображающих историю блудного сына в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»? (ЕГЭ по литературе)В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» картинки, изображающие историю блудного сына, выполняют две функции. Во-первых, они являются частью интерьера и представляют собой средство характеристики героя Самсона Вырина. Во-вторых, эти картинки вступают в сложное взаимодействие с сюжетом произведения, причём взаимодействие двояко. С одной стороны, мотив притчи о блудном сыне реализуется в самом сюжетном действии, но не до конца, не полностью. С другой стороны, в определённый момент сюжет начинает противостоять притче. Попробуем доказать эти мысли, обратившись к тексту произведения. Повествование идёт от первого лица. Рассказчик – мелкий чиновник, который в мае 1816 году оказывается на почтовой станции и знакомится со станционным смотрителем Самсоном Выриным и его четырнадцатилетней красавицей дочкой Дуней. Пока смотритель переписывал подорожную рассказчика, тот рассматривает картинки, украшавшие его «смиренную, но опрятную обитель». Библейская история блудного сына изображена на четырёх картинках. На первой показана завязка сюжета: «почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами». Вторая лубочная картинка изображает развратное поведение молодого человека. Окружённого «ложными друзьями и бесстыдными женщинами». Третья картинка – кульминация сюжета: «промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние». На четвёртой картинке показана счастливая развязка: возвращение блудного сына к отцу, прощение и радость доброго старика. Под каждой картинкой «приличные немецкие стихи». Здесь картинки являются частью интерьера и стоят в одном ряду с такими деталями, как горшки с бальзамином, кровать с пёстрою занавеской. Все эти детали говорят о чистоте, порядке, довольстве, патриархальности мира, в котором пребывает Самсон Вырин: он один воспитывает дочь, жена умерла, «свежий, бодрый человек лет пятидесяти» гордится трудолюбием своей Дуни, испытывает отцовскую гордость и счастье. Но эти картинки создают в сознании хозяина «смиренной обители» стереотип мышления и отношения к жизни: уход от отца - грех, нравственное падение, и только чистосердечное раскаяние и возвращение в дом отца спасёт заблудшего. Теперь рассмотрим, как связаны эти картинки с сюжетом произведения. Спустя несколько лет рассказчик снова оказался в этом почтовом домике. Он сразу же узнал картинки, изображавшие историю блудного сына, но теперь не было цветов на окнах, всюду были ветхость и запустение, а смотритель в каких-то три-четыре года из бодрого мужчины превратился в хилого пьющего старика. Самсон Вырин рассказал, что три года назад Дуня уехала с проезжим гусаром Минским. Оправившись от несчастья, смотритель взял отпуск на два месяца и пешком отправился в Петербург, чтобы привести домой «заблудшую овечку». Дважды старик пытался вернуть свою дочь. В первый раз он просил Минского: «… отдайте мне…мою бедную Дуню. Ведь вы натешились ею; не погубите ж её понапрасну». Старик убеждён, что Минский бросит Дуню и её ждёт гибель, другой судьбы дочери он и не предвидит. Минский даёт слово Вырину, что Дуня будет счастлива, но старик ему не верит. Во второй раз он видит свою дочь, одетую «со всею роскошью моды», поневоле любуясь ей. От неожиданности Дуня падает в обморок, а испуганный Минский выталкивает старика. Завершая свой горестный рассказ, смотритель, ничего не зная о судьбе дочери, заявляет: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу с голью кабацкою». В третий приезд рассказчик узнал, что смотритель спился и умер, а Дуня стала барыней, матерью трёх детей, Минский всё-таки сдержал слово и женился на девушке. Дуня приезжала к отцу на могилу, долго лежала на ней, очевидно, жалея отца. Но раскаялась ли? Ведь её судьба сложилась благополучно. Таким образом, библейские картинки взаимодействуют с сюжетом. Сохраняя основные мотивы библейского сюжета, события в повести в определённый момент начинают противостоять притче. В Библии сын покидает дом с разрешения отца. Дуня едет тайком от отца, всю дорогу плачет, но едет по своей доброй воле. В Библии сын глубоко раскаялся и вернулся к отцу, был им прощён. Дуня приезжает только на могилу отца, и он так и не узнает, что судьба его дочери сложилась благополучно. Живая жизнь намного богаче, сложнее и разнообразнее, чем прописные, ходячие истины, которым следовал бедный станционный смотритель. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|