|
Образ Смердякова по роману Братья Карамазовы (Достоевский Ф. М.)Павел Смердяков – внебрачный сын Фёдора Карамазова, неоднозначная и полярная фигура. С одной стороны, это отталкивающий образ «ничтожного лакея», который ненавидит свою страну и считает, что Наполеон в 1812 году должен был её захватить, т.к. «умная нация поглотила бы глупую». С другой, Смердяков – один из самых трагичных и достойных сострадания персонажей, созданных Ф. М. Достоевским. Если с первым толкованием всё понятно – достаточно обратить внимание на многочисленные реплики этого персонажа, то со вторым дело обстоит гораздо труднее. Для глубокого понимания образа следует, во-первых, очистить его от «смердящей» фамилии и не обращать на неё внимания, т.к. «вне» этой фамилии черты личности и история жизни Павла приобретают несколько иной смысл. Во-вторых, нельзя забывать, что он также сын Карамазова, а, следовательно, четвёртый брат Карамазов, оказавшийся как не-Карамазовым из-за «недостойного» происхождения. Это – обездоленный и ежедневно унижаемый собственной семьёй человек. Павел является отверженным, «непризнанным» братом, и его поступки во многом объясняются этими причинами. Он отдан на воспитание грубому дворовому человеку Григорию, который, отправляя Павла в Москву на учение, не преминул добавить о его «низком» происхождении. Собственный брат Иван говорит о нём, как о «мясе», и в целом создаётся впечатление, что семья ставит его в положение скота. Алексей, самый светлый из братьев, также в душе относится к Павлу с гадливостью. Его отец, Фёдор Павлович, приходит в восторг, когда Павел начинает выражать свои мысли, называя его «валаамовой ослицей». Включение известного библейского образа также подтверждает униженность, подневольность Павла. Убийство совершено им по мотивам, сходным с мотивом Раскольникова – проверка теории «вседозволенности». Последующая болезнь и самоубийство Павла обуславливаются провалом этой теории, крушением авторитета – Ивана, по сущности подбившего собственного брата на убийство отца. Отказ от денег и обустройства будущей жизни, которую планировал Павел, подтверждают, что его образ гораздо шире образа «подлого лакея, убившего отца за три тысячи рублей». Всё вышеперечисленное позволяет говорить о том, что Павел Смердяков – требующий серьёзного понимания персонаж, проработанный Ф. М. Достоевским так же глубоко и с таким же мастерством, как и другие три брата Карамазовых. Обновлено: Опубликовал(а): may_june Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|