|
Духовные искания Пьера Безухова на материалах первого и второго томов произведения «Война и мир» (Толстой Лев Н.)Толстой считал, что с нравственного и духовного обновления нужно начинать все преобразования жизни. Важнейшим мотивом как в биографии, так и в творчестве писателя было самоусовершенствование. Именно поэтому Толстой испытывает своих героев на изменчивость, способность к обновлению, подвижность и гибкость их духовного мира, используя приём «диалектики души», что, по его мнению, есть показатель нравственной чуткости и одарённости. Одним из таких героев, подверженных духовным исканиям в романе «Война и мир», является Пьер Безухов, сын известнейшего екатерининского вельможи графа Безухова. Впервые автор знакомит читателя с Пьером в первой части первого тома — салоне Анны Павловны Шерер. Молодой Пьер совсем не похож на остальных гостей: он рассеян, неуклюж, ему интересны именно люди и новые знакомства, а не то, за чем остальные приходят на подобные мероприятия, «но вся его рассеянность и неумение войти в салон и говорить в нём выкупались выражением добродушия, простоты и скромности…». Пьеру присущи такие качества, как искренность, наивность, слабохарактерность и безволие, к двадцати годам его мировоззрение ещё не до конца сформировано, так что юноша легко подвергается влиянию сначала Андрея Болконского, затем Курагиных и наконец масонского общества. Получив наследство, оставленное ему умершим отцом, Пьер видит, как меняется отношение к нему светского общества. «… столь молодому быть отягощённым таким огромным состоянием — через сколько искушений надо будет пройти ему» — пишет Толстой. Безухов женится на Элен Курагиной, несмотря на то, что ранее охватывал его непонятный страх «при одной мысли об этом страшном шаге». Пьер абсолютно несчастлив в браке с девушкой, которая забрала немалую часть богатства и, что самое ужасное, изменяла ему с Долоховым. Узнав об измене, Пьер тотчас вызывает Долохова, оскорбившего его, на дуэль, которая стала одним из переломных моментов в жизни Безухова. Пьер наконец осознал всю отвратительную сущность аристократии и отвращение к её лживости и подлости. Теперь же герой решает построить новую жизнь, фундаментом которой было бы добро и помощь ближним. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» — спрашивал себя Пьер в Торжке, где и встретил масона Баздеева. Однако молодой человек не совсем верно понял идеи этого учения. Он считал, что масонство продвигало идеи равенства, братства и любви, «твёрдо верил в возможность братства людей, соединённых с целью поддерживать друг друга на пути добродетели». Спустя время Пьер всё же разочаровывается в масонстве, когда понимает, что участники братства лишь говорят о помощи обществу, но при этом ничего не делают на практике. Становится ясно, что масонство — это лишь приятное времяпрепровождение для забавы, и Пьер покидает «вольных каменщиков». К концу второго тома произведения Пьер утрачивает своё прежнее мировоззрение, во многом сформированное масонством, но новое мировоззрение ещё не сложено. В будущем Толстой наградит Пьера за мучительные искания себя любящей женой Наташей Ростовой, обретённой семьёй, детьми, и тогда Пьер действительно будет счастлив. Обновлено: Опубликовал(а): uglyv Внимание! Спасибо за внимание.
|
|