|
Вы здесь: Критика24.ру › Анализ стихотворения, стиха
К. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени» (Анализ стихотворения, стиха)Анализ лирического произведения. Стихотворение К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени» создано в 1894 году (сборник «В безбрежности»). Произведение было внесено в начало сборника и выделено курсивом. Оно должно было стать прологом всей книги и, по словам Л. Е. Ляпиной, «мыслилось программным». (1, с.59) История создания стихотворения такова: поэт хотел написать произведение о человеческом пути к свету. Произведение Бальмонта является элегией. Тема стихотворения — повествование поэта о своих творческих достижениях. В стихотворении можно выделить несколько смыслов: философский (поиск смысла жизни), поэтический (тема поэта и поэзии), общечеловеческий (мысль о гармонии с самим собой) Преобладают личные интонации, о чем свидетельствует частое употребление местоимения «я». Композиция стихотворения кольцевая. Такая композиция не придает завершенности. Поэтическая мысль автора не завершена: путь к вершине далёк. Это движение циклично, вечно. Основная мысль стихотворения заключается в том, что человек должен двигаться все время вперед, невзирая ни на какие препятствия на пути к достижению своей цели. Особую торжественность тексту произведения придает использование книжной лексики (выси, взор, светило). В тексте стихотворения часто используются глаголы (входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые создают ощущение постоянного движения. Личное местоимение «я» встречается 11 раз . Поэтическое «я» является основой стихотворения. При помощи эпитетов («сияньем прощальным», «дремлющих гор», «огневое светило») и олицетворений («выси…нежно ласкали») К. Бальмонт одухотворяет природу, передает её деятельную натуру. В тексте произведения четыре раза повторяется метафора «дрожали ступени». Дрожащие ступени — символ непрочной лестницы пути, которую избрал лирический герой. Можно предположить, что путь героя не изведан, зыбок и невероятно труден. При помощи метафоры «ловить мечтою» — автор передает желание лирического героя остановиться и вспомнить о чем-то приятном. Развернутая метафора «уходящие тени потускневшего дня» символизирует подходящий к концу прожитый день. Анализ синтаксического уровня стихотворения позволяет выделить такие приёмы: эпифора, анафора, инверсия. Эпифорой называется повторение слова или словосочетания в конце близлежащих стихотворных строк: Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. Такой синтаксический приём, как анафора, позволяет поэту выделить лексемы, несущие важную эмоциональную и смысловую нагрузку. Повторяются анафорические слова «и чем», которые не дают остановиться до самого конца чтения. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали... Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор... И всё выше я шёл, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. Особую выразительность и мелодичность художественной речи придает инверсия: «Тем ясней рисовались очертанья вдали», «И какие-то звуки вдали раздавались» Ритмика стиха — силлабо — тоническая.Стихотворение написано цезурованным четырехстопным анапестом с полной и перекрестной рифмой. К. Бальмонт широко использует аллитерацию и ассонанс. Частое использование шипящих [ш], [ж], [х], [ч] (всего 32) заставляет читателя слышать шорох и шуршание, погружаться в атмосферу таинственности и загадочности. Особую музыкальность произведению придает обилие звуков р, [л], [м], [н]. Среди гласных часто повторяются: [и] (51), затем [а] (50) и [у] (50). (3, с. 64) Благодаря звуковым повторам речь стихотворения становится более благозвучной. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И всё выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.(2, с.207) Лирическому герою открылась истина, он хочет донести главную мысль до других людей, только начинающих этот сложный путь. Художественные особенности стихотворения: музыкальность стиха, возвышенность тематики, наличие образов — символов позволяют сделать вывод о том, что данное произведение написано в духе символизма. Обновлено: Опубликовал(а): Averi Внимание! Спасибо за внимание.
|
|