|
Философские идеи персонажей в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (Школьные сочинения)В романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" затронуты те проблемы, которые с приходом новой эпохи во второй половине XIX века волновали молодое поколение. Раскольников - главный герой романа - как представитель этого поколения происходил из городской разночинной демократической среды, родины тех идей, которые Достоевский называл "знаменьем времени", выражением нравственных шатаний.
Нравственная непримиримость героя импонирует и автору, и читателю романа, но стремление Раскольникова доказать себе и окружающим, что он имеет право на преступление общепринятой морали, отчуждает читателя от героя. Вывод такого характера приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривал как испытание, необходиме для своего самоопределения к разряду или “способных”, или “неспособных”.
Ещё одним толчком к убийству можно назвать подслушанный в трактире разговор, который состоялся между студентом и молодым офицером. Они завели речь о процентщице Алёне Ивановне, что по стечению обстоятельств заинтересовало Раскольникова. “Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!” - такие же мысли, как у беседующих в трактире, возникли у Раскольникова. До и после совершённого им преступления он думал о народном благе и пользе, так ясно представлявшимися ему из простых арифметический вычислений. Но после раскаяния, путь к которому указала Соня, Раскольников осознал бесчеловечность этой идеи.
Соня - “создание, ещё сохранившее чистоту духа”, но уже переступившее через нравственный порог, пожертвовавшее собой ради поддержания семьи. Её чистая, непорочная душа всецело предалась защите и покровительству Бога; именно он даровал ей стойкость духа и непреклонность перед сложившимися обстоятельствами. Поддержку Соня находила у Лизаветы, сестры старухи-проценщитцы, а после знакомства с семьёй Раскольникова и у Дуни.
Дуня, сестра Раскольникова, обладала чувством собственного достоинства, благородством души и необыкновенной стойкостью характера. Она воплотила в себе идеал Лужина, искавшего случая стать благодетелем девушки из бедной семьи. Его затаённым желанием были безграничная власть над тем, кого он облагодетельствовал, подчинение облагодетельствованного его личным целям. От сознания своего благородства и щедрости Лужин хотел получить удовольствие, в котором и состояла цель несбывшейся свадьбы. Желания и цели Лужина исключали возможность существования других людей в его мире, только они служили причиной его денежной бережливости и деловитой скупости. Его нравственный облик оказался полностью совмещён с понятием “деньги”, так как они и стали главной деталью, через которую раскрывается теория Лужина - “теория целого кафтана”.
Другое отношение к деньгам наблюдается у Свидригайлова. Богатый помещик, он не знал отказа в удовольствиях светской жизни как до, так и после долговой тюрьмы. Его отношение к ним не изменилось, но даже приобрело ещё более пресыщенный и равнодушный характер. Он уверенно говорит Раскольникову, что "они одного поля ягоды". Отчасти это правда, так как Свидригайлов переступил нравственную черту и перестал верить в возможность исправления и стремиться к нему, чего не побоялся сделать Раскольников. У обоих героев одно трагическое начало, они оба подвержены влиянию страстей, но Свидригайлов выбрал путь самоубийства, слабый отказ от решения проблем.
К преступлению порога нравственности в прошлом был близок и Порфирий Петрович, следователь по делу убийства старухи-процентщицы. Он смог вовремя остановиться и задуматься, что показывает некоторое сходство между ним и Раскольниковым; их идеи изначально были близки, но имели разные последствия. Порфирий петрович неслучайно стал следователем - чтобы оказывать помощь правосудия людям, стоящим на распутье жизни.
Раскольников тоже способен оказывать помощь. Например, познакомившись с Мармеладовым ещё в трактире, он ощутил сострадание к нему. Мармеладов - титулярный советник, потерявший службу и положение в обществе. Опустившись до порога нищеты и проживая последние деньги семьи, он осознанно упрекает себя в своей грешности, добровольно принимает побои Екатерины Ивановны, как должное. Его слова - "бедность не порок, это истина", "нищета - порок" и другие - показывают, что он в отчаяньи переступил порог нравственности, ведь отчаяние - один из самых великих грехов. Его страдание за других, мечты о рае для пьяненьких неуместны в его положении, но именно отчаяние заставляет его возвращаться к несчастьям человека снова и снова.
Философские идеи героев романа объединяются одной мыслью - преступлением порога нравственности, в связи с чем героев можно разделить на "преступивших и не раскаявшихся", на "преступивших и раскаявшихся" и на "не преступивших". Автор показывает это деление, используя философско-психологическое погружение в человеческую душу, оказавшуюся в трудных жизненных обстоятельствах и совершившей вследствии своих убеждений поступки, определившие судьбу этой души. Обновлено: Опубликовал(а): aaika Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|