|
1741-1761 - время продолжения петровских традиций (ЕГЭ по истории)1741-1761 - время продолжения петровских традиций (восстановление роли Правительствующего Сената, полномочий Главного магистрата, деятельности Берг и Мануфактур-коллегий), расцвет дворянских привилегий и продуманно успешной внешней политики( русско-шведская война 1741-1743, завершившаяся присоединением восточной части Финляндии) относится к царствованию Елизаветы Петровны. Дочь царя-реформатора, пришедшая к власти в результате дворцового переворота при содействии гвардии, направила внутреннюю политику в русло усиления позиций дворянства, которому была обязана занятием трона. Действуя в интересах высшего сословия, Елизавета Петровна утвердила монопольное право помещиков на владение крепостными и земельными угодьями, расширила их привелегии в эокномической сфере, даровав исключительное право на производство винной продукции (монополия на винокурение), а в 1860 дворяне получили право ссылать крестьян в Сибирь с одновременным за чтением их в рекруты. Кроме того, при Елизавете Петровне в практику вошла норма записи детей помещика на службу с рождения . Данный шаг был обусловлен стремлением государыни сократить срок службы помещиков . Следствием продворянской политики императрицы стали многочисленные крестьянские выступления и бегства зависимого сословия на окраины страны : в Сибирь, Поволжье . Культурную жизнь эпохи ознаменовало открытие Московского Государственного университета -1755 . Необходимость создания качественного уровня подготовки отечественных кадров, способствовавших бы передовому развитию науки и техники ясно осознавал талантливый деятель елизаветинского правление -М.В. Ломоносов .Составив записку, содержащую проект будущего учебного заведения, он отправил её ближайшему сподвижнику императрицы — И.И.Шувалову, в которой подробно описал устройство университета- деление на 3 кафедры: философскую юридическуюи медицинскую, необходимость введения всесословного принципа обучения, ставя в пример западный образец просвещения : «Важно не происхождение, а способности и усердие студента». М.В. Ломоносов лично определял университетский состав, утверждал программы обучения, а первым куратором МГУ стал И.И Шувалов -деятель, покровительствующий молодому преобразователю и при содействии которого в 1757 была открыта Академия художеств . В результате учреждения высшего учебного заведения влияние России выросло в глазах европейских держав и страна получила высококлассных отечественных специалистов, внесших значительный вклад в развитие науки и техники. С деятельностью П.И. Шувалова связаны преобразования и в экономической отрасли . Необходимость формирования Всероссийского рынка и облегчения торговых связей между регионами страны обусловило ликвидацию таможенных пошлин в1754, проведенную по инициативе П.И.Шувалова .Осознание реформатором нефекктивности подушной подати, натолкнуло его на передовую мысль о частичном замещении прямого налога косвенным за счет увеличения цен на соль и вино .В итоге бюджет страны сумел существенно пополнить доходную статью. Сподвижник Елизаветы Петровны является учредителем Дворянского и Купеческого заемных банков, выдававших помещикам ссуды под 6% годовых, в то время как ростовщические организации- 20%. По мнению П.И.Шувалова, это должно было повысить эффективность обработки земельных угодий и увеличить производительность помещичьих хозяйств. На деле же, большинство дворян, закладывая поместье, проедали полученные кредиты . Благоволительная политика в отношении дворянства была продолжена Петром 3, обнародовавшем «Манифест о вольности дворянской» 1762 и подтверждена «Жалованной грамоте дворянству », 1785 достигнув своего пика во время правления Екатерины II-» эпохи просвещенного абсолютизма».Согласно тексту документа, привилегированное сословие будет освобождено от обязательной службы, уплаты подати и телесных наказаний. В то же время положение зависимого сословия станет стремительно ухудшаться : в 1758 запрет крестьянам будет запрещено жаловаться на своих хозяев, а в 1765 году помещики получат право ссылать крестьян на каторгу . Просвещение общества и развитие образования станут приоритетным направлением внутренней политики Екатерины 2 :в 1764 состоится открытие Смольного института, а в 1782 -1786 будет проведена школьная реформа под руководством И.Бецкого, учредившего малые и главные училища. Обновлено: Опубликовал(а): dafad Внимание! Спасибо за внимание.
|
|