Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема Родины в русской лирике и её сопоставление со стихотворением А.А. Блока «Россия» (ЕГЭ по литературе)

Тема Родины является ведущей в русской поэзии ХIХ-ХХ веков. Пушкин и Лермонтов, Фет и Тютчев, Блок и Цветаева, Заболоцкий и Рубцов – каждый из поэтов сказал своё слово о Родине.

Лирический герой М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Родина» (1841) уже в первой строке заявляет: «Люблю отчизну я, но странною любовью!...» Такое заявление для 40-х годов девятнадцатого века очень смелое: кажется, поэт отрицает историческое прошлое и героические победы своего Отечества. Но это только на первый взгляд. Поэт не приемлет пафосный патриотизм, ни в коей мере не умаляя заслуг своих соотечественников (возьмём для примера стихотворение «Бородино», прославляющее простых ветеранов Отечественной войны 1812 года: «Не будь на то господня воля – не отдали б Москвы…»).

Основная мысль в стихотворении Лермонтова выражается с помощью развёрнутой антитезы, как и в стихотворении А. Блока «Россия». Даже цветообраз, связанный с восприятием родной России, у обоих авторов одинаково жёлто-золотой, солнечный, трепетно-радостный, благоговейный.

В первой части, состоящей всего из шести строк, автор воссоздаёт лик официальной России. А вторая часть рисует нам картину, сравнимую с Блоковским изображением родины: «огни печальных деревень», «в степи ночующий обоз», «избу, покрытую соломой». Картина, поднятая А. Блоком до обобщения «Россия, нищая Россия». Лирический герой Лермонтова тоже поэт, который искренне и трепетно любит народную Россию. В 12-строчном предложении троекратный повтор «люблю» доказывает непоколебимость как лирического героя, так и Лермонтова в правоте своей «странной», то есть истинной, настоящей любви поэта к родине. И не случайно для лирического героя Лермонтова символом родины является «чета (т.е. семейная пара) белеющих берёз».

Мотив пути также объединяет стихотворения, но у Лермонтова художественное пространство от бескрайних степей и лесов, «разливов рек» сужается практически до точки на деревенском косогоре, где в праздник пляшут крестьяне. Лермонтов восхищается стойкостью и жизнелюбием простых людей, которым для счастья достаточно «..полного гумна», избы, покрытой соломой и украшенной «резными ставнями». В стихотворении Блока ощущение счастья исчезает, тонет в «глухой песне ямщика».

Спустя чуть больше десяти лет А.Ахматова уже напишет о «глухом чаде пожара» революций и гражданской войны в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» (1922 г.). Её гимн Родине начинается с отрицания и противопоставления себя и тех, кто оставил Россию в трудный час («Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной..»). художественное пространство родины представлено одним обобщающим словом «земля», от полей, лугов и степей остался только запах полыни – горькой травы. Общий для Лермонтова, Блока и Ахматовой мотив пути в раскрытии темы родины у поэтессы представлен образом «тёмной дороги», по которой странствует изгнанник. Образ песни неотделим от образа родины, автор твёрдо заявляет, как отрезает: «Им песен я своих не дам». Можно сказать, что лирический герой Ахматовой несчастлив и счастлив одновременно: «остатки юности губя», «Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас».

Определяющим для каждого поэта в раскрытии темы родины является однозначность гражданской позиции, прямое и честные признание в любви к отчизне.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском