|
Вы здесь: Критика24.ру › Гончаров И. А.
Жизнь и творчество Гончарова (Гончаров И. А.)В «Обломове», как наиболее совершенном в художественном отношении произведении Гончарова, особенно ясно обнаруживаются главные особенности его творчества. К числу их принадлежит, прежде всего, объективность. Гончаров, по определению Белинского, «поэт-художник», который более других «приближается к идеалу чистого (то есть не тенденциозного, объективного) искусства». Личность автора почти вовсе скрывается за созданными им фигурами, которые как бы живут своей, самостоятельной жизнью. Эту же объективность творчества Гончарова отметил и Добролюбов как наиболее характерную черту его таланта. «Он ничем не увлекается исключительно, или увлекается всем одинаково». Следствием этого является в нем более спокойное и беспристрастное отношение к изображаемым предметам, большая отчетливость в очертании даже мелочных подробностей, и равная доля внимания ко всем частностям рассказа». Только с помощью внимательного анализа можно открыть в романе присутствие некоторых субъективных черт, причем эти места, где сказываются взгляды и симпатии автора, принадлежат к числу слабейших в художественном отношении, потому что вместо живого образа в них нередко сквозит голая идея. Это чувствуется, например, в изображении Штольца, который и вышел поэтому, по признанию самого автора, бледным и неудачным. Как писатель объективный, Гончаров является в своем творчестве чистым эпиком, произведения его отличаются эпическим характером и складом. В них почти нет лирического элемента, не совсем удаются ему также те сцены, которые требуют высокого драматизма, например, сцена последнего объяснения Обломова с Ольгой. Зато в изображении повседневной жизни, обыкновенных явлений и характеров, где требуется по преимуществу талант эпического рассказчика, Гончаров достигает наибольшей высоты и совершенства. От этой особенности дарования Гончарова зависит и его склонность к жанру. Жанровые картины, то есть картины быта, обыденной жизни, более всего удаются Гончарову, и он подолгу и с любовью останавливается на них; как во всякой жанровой картине, у Гончарова особенное обилие мелочей, подробностей быта и нравов, характерных черт повседневной жизни, обстановки. К числу наиболее замечательных жанровых картин в произведениях Гончарова принадлежит знаменитый «Сон Обломова»; высоко художественное впечатление, которое он производит, в значительной степени зависит от того, что во всей картине чувствуется глубокая любовь автора к предмету его изображения. Гончаров, конечно, осуждает «обломовцев» за их лень и апатию, но в то же время он любит их, он чувствует свою кровную связь с ними, ему даже жаль этой тихой, безмятежной и беззаботной жизни, всей этой «поэзии прошлого», которую он сумел воплотить в своей картине и которая должна исчезнуть перед строгими требованиями нового исторического момента, наступление которого олицетворено в фигуре Штольца. Отношение Гончарова к изображаемым лицам и быту сказывается также в его юморе; юмор этот, составляющий одну из особенностей его дарования, отличается мягкостью и незлобием, ему совершенно чужд «грубый смех», против которого так ополчился Обломов, и в самой насмешке Гончарова слышится симпатия к предметам, ее вызвавшим. Склонность к жанру, интерес к будничной жизни отражается также на самом выборе героев. Лучше всего ему удаются лица, представляющие обыкновенное, заурядное явление, лица типические по преимуществу. Таков, например, сам Обломов, Захар, Агафья Матвеевна. Там же, где Гончаров пытается изобразить лицо менее заурядное, реже встречающееся в жизни, стоящее выше окружающего общества, ему это удается в меньшей степени (например, Штольц). Это пристрастие к изображению явлений типичных, быть может, зависело также от особенностей умственного склада Гончарова: по крайней мере, он сам говорил о «даре обобщения», как о наиболее характерной черте своего мышления, называл склонность к обобщению своей «второй натурой». Эпический характер творчества Гончарова выражается также в широте изложения, причем не чуждается он даже повторений, чтобы яснее и полнее обрисовать свой предмет; на эту особенность Гончарова обратил внимание и Добролюбов, находивший, что «сильнейшая сторона таланта Гончарова заключается именно в его умении охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его». Наконец, в полном соответствии с основным характером творчества Гончарова находится эпически-спокойный, ровный тон его повествования; он с одинаковым вниманием останавливается на описании мягкого халата Обломова, бакенбард Захара и тонких душевных движений Ольги. Но это спокойствие и кажущееся бесстрастие тона вовсе не есть следствие равнодушия Гончарова к изображаемым лицам: Гончаров умеет, не выходя из этого тона, производить, где это необходимо, глубоко трогательное впечатление: например, в описании беззаветной, самоотверженной и вместе с тем робкой и наивной любви Агафьи Матвеевны к Обломову, или же ее настроения после его смерти: здесь Гончаров поднимается до высокой поэзии, неотразимо действующей на душу читателя. Язык Гончарова отличается замечательной простотой и ясностью; он чужд всякого пафоса, искусственности, но в то же время отличается выразительностью и богатством; много метких определений, характерных выражений разбросано в «Обломове»; вообще Гончаров вполне заслуженно пользуется славой одного из лучших мастеров русской художественной речи, и многие отрывки из его произведений давно уже вошли в хрестоматии в качестве образцовых. В. Саводник Источники:
|
|