|
Вы здесь: Критика24.ру › Драйзер Теодор
Значение романа Дженни Герхардт (Драйзер Теодор)
Положительная в общем оценка прессы тем не менее не способствовала популярности романа среди широких кругов американских читателей, книга расходилась далеко не Так быстро, как того хотелось писателю и его немногочисленным почитателям. «На вашем месте я бы не проявлял столько заинтересованности во мне, — писал Драйзер в январе 1912 года английскому издателю Гранту Ричардсу. Мне не суждено стать автором книг, которым уготована судьба полных или хотя бы наполовину бестселлеров. Я найду удовлетворение лишь в высказываниях критики, и то, если повезет. Одобрение критиков не способствует продаже книг, а их безразличие отнюдь не вредит автору. Я просто не интересую публику — в этом все дело». И действительно, до конца 1911 года было продано всего лишь 7720 экземпляров романа. Американская публика предпочитала покупать сентиментальный роман «Жнец», принадлежавший перу теперь уже давно забытой посредственной писательницы Джин Стрэттон-Портер. Эта книга за короткий Срок разошлась тиражом, превысившим 1 млн. экземпляров. Обескураженный Драйзер писал с горечью в одном из своих писем в ноябре 1911 года: «Кажется почти невозможным заставить моих соотечественников-американцев признать, что я все еще жив. Я подумываю о переезде в Лондон». Такому повороту событий есть несколько объяснений. Во-первых, американские критики единодушны в том, что читающая публика в 1911 году еще не была готова воспринять Дженни как положительный образ, достойный если не похвалы, то хотя бы сочувствия и понимания. Доминирующими факторами, определяющими общественную ценность образа Дженни, были в то время в глазах читателей не ее доброта и жертвенность, а внешние обстоятельства ее трудной жизни: наличие внебрачного ребенка, не освященные узами брака отношения с Лестером. Поэтому холодный прием романа объяснялся отчасти тем, что его главная героиня вела жизнь, которую осуждало буржуазное общество. Вместе с тем внимательные читатели не могли не заметить, что по своему характеру, по своим достоинствам Дженни превосходит многих дам так называемого общества. Один из американских критиков так писал по этому поводу: «Роман с содержанкой в качестве главного действующего лица и сам по себе показался бы чем-то необычным. Но если содержанка представлена настолько хорошей, настолько восхитительной, настолько обладающей положительными достоинствами, что все это намного возвышает ее над обычными дамами общества, то мы обнаруживаем роман, который бросает вызов общепринятым традициям и который подходит с необычными мерками к проблеме человека в обществе». С таким выводом трудно не согласиться. Дело было не только и не столько в выборе героини произведения, сколько в тех чертах характера, в тех человеческих качествах, которыми наделил ее автор. Чистота помыслов и действий Дженни намного выше тех требований морали капиталистического общества, которые в конце концов разрушили ее счастье. «Дженни Герхардт» раскрыла перед читателями еще одну черту таланта большого художника — глубокую лиричность, умение передать тончайшие человеческие переживания, искреннее сочувствие к простым людям, к их нелегкой судьбе. Этот роман Драйзера — произведение глубоко социальное, весь пафос которого направлен против требований буржуазной морали, против ее религиозных догм, против социальной несправедливости. В творчестве писателя он является закономерным шагом на пути к таким его творениям, как «Трилогия желания» (романы «Финансист», «Титан», «Стоик»), «Гений» и «Американская трагедия». Источники:
Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|