Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ и характер Расси Моска Барбоне в Пармская обитель (Стендаль)

Назад || Далее

Но пока эта ошибка итальянских натур только намечается. Разделительный признак, по которому располагаются в том или другом стане, – высота или низость душ (Стендаль, как правило, определяет персонажей через эпитет к слову «душа»: «высокая», «пылкая», «благородная» – или, напротив, «низкая», «грязная», «грубая»). Принц–подлый трус; его любовница маркиза Бальби – отвратительная скареда; глава его полиции Расси, полицейский, судья и палач разом, – холуй из «простых», терзаемый завистью к своим высокородным хозяевам, ради выгоды я возвышения он «не постеснялся бы повесить родного отца»; лидер партии «либералов» генерал Конти – болван, карьерист и убийца. Под стать им и мелкая сошка вроде всеми презираемого тюремного писца Барбоне, который доставляет себе «маленькую радость», издеваясь над беспомощным арестантом – тот ведь в кандалах, и который к концу по заслугам отправлен Стендалем на виселицу. Дело даже не в том, совершает ли кто-либо из них преступление или нет: они всегда к этому готовы.

У них низкие души, потому что низки их нравственные ценности и причины их поступков. Каждый из них по неистребимой низменности своих запросов рвется «наверх». Принц хочет стать королем Ломбардии, Конти – премьер-министром, Расси – получить дворянство и орден. Ироничный (а порой и циничный) Моска, политически и житейски умудренный наблюдатель, за спиной которого угадывается сам Стендаль, Пока, правда, больше склонен объяснить, чем осудить. Так, принц был, в сущности, неплохим малым, но, приказав когда-то казнить двух вольнодумцев и опасаясь мести, стал трусом, ожесточился и в совершенстве овладел сладким ему искусством терзать своих подданных. Стендаль словно дает понять, что можно и «остаться порядочным человеком, обладая властью, подобно графу Моска, хотя это трудно, но правитель сам лепит свою душу собственными поступками и в ответе за ее неисправимые вывихи, а потому не вправе прибегать к смягчающим вину ссылкам на «положение». Так или иначе, вся эта мразь сидит наверху, распоряжается судьбами подданных и топчет чужие жизни.

Источники:

  • Стендаль Пармская обитель: Роман. /Пер. с фр. Н. Немчиновой; Вступит, статья С. Великовского и А. Резникова; Примеч. Б. Реизова.— М.: Худож. лит., 1982.— 414 с. (Классики и современники. Зарубеж. лит-ра)

  • Аннотация: Стендаль (настоящее имя Анри Бейль; 1783—1842) — знаме-нитый французский писатель. «Пармская обитель» — второй после «Красного и черного» роман об эпохе Реставрации. Действие этого остросюжетного произведения* насыщенного сложными перипетия¬ми политической борьбы и резкими поворотами в личных судьбах героев, перенесено-в Италию, столь любимую автором. Книга была высоко оценена Бальзаком, отметившим достоверность и психоло¬гическую глубину характеров; она прочно вошла в золотой фонд мировой реалистической классики.
    Обновлено:
    Опубликовал(а):

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Назад || Далее
    .