|
Вы здесь: Критика24.ру › Анализ стихотворения, стиха
Как выделить основную мысль и идея текста и план (Анализ стихотворения, стиха)Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях. Важную роль в тексте играет интонация.
Тема текста
О чем или о ком говорится в тексте?
Основная мысль (идея) текста
Что хотел сказать автор? Зачем создал этот текст? Главная мысль вытекает из темы текста и его содержания. Определение идеи произведения наводит читателя на вопросы: Какие мысли и чувства вызывает у вас текст? Каким настроением проникнут автор? Какое впечатление произвёл на вас текст? Как автор относится к тому, о чем он написал? Какие проблемы (вопросы) подняты и как они разрешаются автором?
Определить тему и главную мысль текста иногда трудно, потому что в произведении может быть заключена не одна, а много мыслей.
План текста
План текста – деление текста на смысловые части (микротемы).
Схемы планов
(учебник «Русский язык. 5 класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др. Упражнение № 66)
Простой план
1. «Отправился я на охоту за зайцами». 2. «Куда зайцу на поляне спрятаться?» 3. «Не выдавай меня собакам!» 4. «…Трудный экзамен на хитрость сдал».
Сложный план
(учебник «Русский язык. 5 класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др. Упражнение № 546)
I. Вступление*. Путевка в южный санаторий. II. Основная часть. Среди «заморских кущ» три березки. 1. Деревья со всех сторон света: а) деревья «с африканским знойным отливом»; б) фикусы; в) платаны и чинары; г) кипарисы и пальмы. 2. «Не растут березы в этих местах». 3. «От них нельзя было оторвать глаз». 4. Стволы «пестрели, как веселые сороки». 5. Но листья «повернуты к северу». III. Заключение. Березки напомнили автору родину.
При составлении сложного плана в пунктах I, II, III слова вступление, основная часть, заключение писать не следует. Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|