|
1097-1237 Удельный период (ЕГЭ по истории)Рыдает, заламывая руки, на стене Путивля молодая красавица Ярославна по невернувшимся из похода воинам. Горестно стонет Русская Земля от раздоров князей, коварства междоусобиц, крови братоубийств. Искушаемая на Западе льстивым католичеством, угоняемая в полон на Юг вольной Степью, подсчитывающая торговые барыши на Балтике, затаившаяся в медвежьем углу Северо-Востока распадается старая Русь на лоскуты и заплаты местечкового интереса и неуемной жадности потомков Игоря Старого. "О Руская земле! уже за шеломянемъ еси!". Рассуждая о причинах Удельного периода нашей истории следует выделять различные предпосылки этого явления. К объективным классическая история относит экономические (натуральное хозяйство и рост новых городов), социально-политические (развитие института вотчины и местной системы управления), правовые (несовершенство лествичной системы). Но кроме них существуют еще личностные, субъективные феномены. Так Н.М. Карамзин считал главной причиной раздробленности желание правителя наделить своих сыновей земельной собственностью в виде части государства, которую князь рассматривал как свою отчину, благоприобретенное имущество: "Святослав первый ввел обыкновение давать сыновьям особенные уделы: пример несчастный, бывший виною всех бедствий России". С совершенно оригинальным объяснением распада Древнерусского государства выступил Л.Н. Гумилев. Согласно его концепции это стало результатом спада пассионарной энергии в системе древнерусского этноса. С главной бедой времени, усобицами, решительно и бескомпромиссно боролся Великий князь Киевский Владимир Мономах (1113-1125), правитель "деятельный, сильный волей, выделявшийся здравым умом посреди своей братии князей русских" (Н.И. Костомаров). Благодаря его дипломатическому таланту, авторитету и энергии в 1097 году собрался самый известный съезд русских князей в Любече. Именно там Ярославичи договорились о совместных действиях по обороне страны от нападения внешних врагов, именно там была выработана новая юридическая формула владения княжеским доменом - "каждый да держит отчину свою". О деяниях внука Византийского императора Константина Мономаха нам известно не только из летописных сводов и монографий ученых мужей. О главных задачах времени - пограничной войне со Степью и прекращении усобиц - сам Владимир Всеволодович оставил замечательные воспоминания автобиографического характера "О путях и (с)ловах" и первое на Руси политическое завещание "Поучение детям". В первом произведении Великий князь подробно рассказывает о своих походах против половцев (1103, 1111, 1116); а во втором, руководствуясь основами христианской этики и морали, призывает современников и потомков жить в мире и согласии: "Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев". Но более всего поражает содержание письма Владимира II к своему двоюродному брату Олегу Святославичу, убившему младшего сына Мономаха, Изяслава. Не о мести говорит Великий князь, но о смирении и прощении. Только сильный духом, убежденный в своих идеях, пользующийся непререкаемым авторитетом правитель мог написать убийце сына: "Не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле". Мономах хотел добра не только великодушными поступками, но и справедливыми законами. Устав Владимира Мономаха, принятый сразу же после Киевского восстания 1113 года, частично снял социальную напряженность, облегчив положение закупов и рядовичей, ограничив произвол ростовщиков. И даже ведение погодовых записей, летописей, мудрый князь сумел поставить на службу государственным интересам. Совершенно очевидно, что главная мысль "Повести временных лет" (около 1117) - призыв к совместному родовому порядку владения всей Русской землей потомками Рюрика - представляет собой политический и идеологический наказ Владимира Мономаха, искусно завуалированный идеями религиозной морали и добродетели. Совершенно других принципов управления придерживался его внук, Андрей Юрьевич Боголюбский (1157-1174), чье княжение В.О. Ключевский определяет как первое вступление великоросса на историческую сцену. Вся политика Андрея, будь то осада Киева (1169) и Новгорода (1170), похищение из Вышгорода иконы Владимирской Божьей Матери (1155) или неудачная попытка учреждения независимой от Киева митрополии (1160) свидетельствует о его неуклонной позиции отделить старшинство от места. Получив после смерти Юрия Долгорукого (1157) право на титул Великого князя Киевского, Боголюбский с легкостью отдаст униженную и разграбленную мать городов русских (1169) своему брату Глебу, а сам примет титул Великого князя Владимирского. Именно так и тогда в нашей истории начинается бурный процесс колонизации Северо-Восточной Руси и формирование нового геополитического центра во Владимиро-Суздальской Земле. Боголюбский не жаловал родовых бояр своего отца, но опирался в своих решениях на воинов младшей дружины, которых с тех пор стали называть милостниками. Испытывая постоянную нужду в вооруженной силе, Великий князь стал являть детским особую награду - раздавать наделы под условием и на время службы. Так на Руси вслед за древней вотчиной появляется новое земельное держание поместье. Ключевский считает, что это стало возможным благодаря принципиально новому государственному порядку, когда старшая голова добровольно остается на младшем месте, а Владимиро-Суздальская земля получает характер личного неотъемлемого достояния одного князя. Вот почему эпоха Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо стала временем основания и бурного роста новых городов (Городец, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Дмитров, Боголюбов, Гороховец, Стародуб); расцвета областного зодчества (Успенский Собор и Золотые Ворота во Владимире, Дмитриевский собор, храм Покрова-на-Нерли); ремесла (Западные и Южные врата Рождественского собора в Суздале, бармы из Рязанского клада) и иконописания (Богоматерь Боголюбская, Ярославская Оранта). Таким образом, процессы миграционные и этнографические, вызванные упадком значения торгового пути "Из варяг в греки" и постоянно нарастающей угрозой внешнего вторжения со стороны Дикого Поля, трансформируются в политические и социокультурные, из которых и сложился впоследствии весь общественный быт верхневолжской Руси. Эти процессы на целых пять столетий разделят судьбы Северо-Востока и Юго-Запада, а удельный порядок и взаимное отчуждение потомков Рюрика не только поставят государство в политическую и экономическую зависимость от монгольских завоевателей, но и надолго исказят саму идею единства Русской земли. Впрочем, именно новый порядок княжения по ярлыку и выгоды экономического посредничества Калитовичей между Ордой и русскими княжествами вызовут к жизни новую, Московскую государственность. Обновлено: Опубликовал(а): dafad Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|