|
Вы здесь: Критика24.ру › Достоевский Ф. М.
Роман Униженные и оскорбленные. Часть 2. (Достоевский Ф. М.)
Не меньшие страдания испытывает и мать Наташи, вынужденная терпеть и уход дочери, и гнев мужа. Но страдает и Наташа, любовь которой Достоевский изобразил в романе как самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девушка забывает о всех своих прежних привязанностях, поступается собственным достоинством. Достоевский высоко оценивает самоотверженную любовь Наташи, видит в ее поступке силу характера. Однако жизнь не приносит ей счастья. Наташа страдает и от того, что отец проклял ее, и от вероломства князя. Но непосредственный виновник страданий Наташи — не кто иной, как Алеша. Это он оторвал ее от семьи, опозоренной его же отцом; он обманул ее обещанием жениться. Он бросает Наташу и по настоянию князя женится на обладательнице миллионного состояния. Казалось бы, есть все основания для того, чтобы осудить виновника драмы Наташи Алешу. Но Достоевский этого не делает. В соответствии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину Алеши. Рассказчик, от имени которого ведется повествование, писатель Иван Петрович, смотрит на Алешу влюбленными глазами Наташи. Он не видит эгоистичности поведения героя, а порой любуется, даже восхищается Алешей и склонен все низкие поступки молодого князя истолковать как безобидное проявление милой детскости. Автор заставил свою обесчещенную, обманутую героиню призывать к жалости и прощению: «Не вини его (Алешу.— П. П.), Ваня, —перебила Наташа...—его судить нельзя как всех других... его и воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера...» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа. Хагокество этой «христианской добродетели» тонко было подмечено Добролюбовым, у которого Алеша не вызвал симпатий. Некоторые современные критики выдвигают на первый план искренность Алеши и даже склонны провести линию от этого «барчука» к герою романа «Идиот» Мышкину или к Алеше Карамазову. Но такая параллель не основательна. Сама по себе искренность не защищает человека от плохих поступков, не гарантирует от эгоизма, не делает человека безупречным. Да, Алеша искренен и, пожалуй, даже добр, но в нем, в отличие от Мышкина, есть эгоизм, себялюбие. И это проявляется и в его отношении к Кате, и в его любви к Наташе. Когда он убеждает Наташу согласиться на его брак с Катей, в его словах заметна эгоистическая логика: раз Наташа любит его, значит, она должна любить и его счастье, то есть согласиться на его брак с Катей. Всем ходом сюжета автор доказывает, что если бы Алеша был действительно на стороне Наташи, если бы его любовь к ней была верной, сильной, лишенной эгоизма, никто не разрушил бы их счастья и ни Наташа, ни ее родители не стали бы жертвами князя Валковского. Однако как моралист Достоевский не осуждает Алешу. Напротрга, он в данном случае проповедует идею всепрощения, сделав носительницей этой идеи Наташу. Но современный читатель, чуждый христианской идее всепрощения, не может смотреть на Алешу глазами Наташи. Он судит героя по его поступкам и делам. Естественно, что наша оценка Алеши расходится с оценкой Достоевского. В кодекс гуманизма Достоевского входило и такое понятие, как страдание. Писатель был искренне убежден, что страданием очищается человек. И потому в семье Ихменевых не возникает вопроса об активной борьбе против социальной несправедливости. Если в первом романе Достоевского «Бедные люди» герой Макар Девушкин резко протестовал против страданий униженных и оскорбленных, пытался вскрыть социальные причины этих страданий («По какому нраву все это делается?» — спрашивал он), то в романе «Униженные и оскорбленные» Ихменев отказывается от протеста и призывает к гордому смирению: «О! пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!» Достоевский придавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших через горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не ищущих выхода в борьбе. Поэтому призывом «идти рука в руку», с которым Ихменев обращается к прощенной им Наташе, Достоевский заканчивает четвертую часть романа. Но не эта сюжетная линия «Униженных и оскорбленных» — главное достижение Достоевского-реалиста. Ее перекрывает другая сюжетная линия романа, получившая завершение в эпилоге — история Нелли и всего семейства Смитов. Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была «какими-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина»; мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале, и, наконец, сама Нелли, терпящая побои от мещанки и сводни Бубновой и всяческие надругательства от ее клиентов, — все эти униженные и оскорбленные изображены в романе с еще большей социальной остротой. Именно трагическая судьба Нелли, этой гордой, не по-детски серьезной девочки, прошедшей через все муки и тиранства земного ада, взволнованно рассказанная Достоевским, позволяет глубоко раскрыть вопиющую несправедливость социальных отношений. Но Нелли не пассивна. Она не может смириться и простить своих обидчиков. Напротив, она одержима жаждой мести. Её бунт против князя и против окружающих ее условий полой трагизма. Достоевский в романе «Униженные и оскорбленные» впервые так остро ставил вопрос о страданиях ни в чем не повинных детей, искалеченных условиями буржуазной действительности. Образ Нелли — большое художественное достижение Достоевского-реалиста. От этого образа, как и от образа Неточки Незвановой (героини одноименной повести) протянется прямая линия к героине романа «Идиот» Настасье Филипповне, такой же, как и Нелли, гордой, застенчивой, предельно самолюбивой, обличающей несправедливости буржуазного мира. Таким образом, изображая судьбы Наташи Ихменевой и Нелли, Достоевский дает как бы два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: с одной стороны, пассивное, просветленное смирение, и с другой — непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Эти два ответа наложили отпечаток и на художественную структуру романа: вся линия Ихменевых окрашена в лирические, местами в сентиментально-примирительные тона; в описании' истории Нелли и злодеяний князя Валковского преобладает обличительная палитра красок. Между этими двумя сюжетными линиями романа — пассивного и активного протеста — есть весьма существенные связующие звенья: князь Валковский и его антипод — писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование. Валковский воплощает в себе все зло капиталистического мира. Это — великосветский развратник, подлец, обольститель и эгоист. Он признает одно правило: «Люби самого себя!» Жизнь для него — коммерческая сделка, а люди — лишь средство для достижения корыстных целей. Князь женится вначале на дочери откупщика, присваивает себе ее состояние, а жену сживает со свету. Вскоре он вторично женится — на дочери заводчика Смита, будущей матери Нелли, обманывает и обирает и эту женщину, а затем выгоняет ее на улицу. Своего сына Алешу князь отдает на воспитание Ихменеву, чтобы развязать себе руки. Узнав о миллионах Кати, князь прочит ее в невесты Алеше. Деньги для этого демона наживы — мера всех вещей, символ власти; во имя денег он готов пойти на любые преступления. «Я люблю значение, чин, отель, женщин, разврат, а не идеалы в жизни», — цинично заявляет князь. Он издевается над шиллеровской романтикой молодежи, над высокими идеалами поэтов — над всем, что не подвластно денежному интересу. Князь уверен, что «в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм». Такая концентрация пороков в одном лице понадобилась Достоевскому для того, чтобы рельефно изобразить поистине сатанинскую в те годы силу капитала, чтобы возбудить ненависть читателя к ней. Если князь Валковский изображен как полюс зла, то полюсом добра выведен рассказчик Иван Петрович, по замыслу автора человек в высшей степени гуманный и великодушный. В этом герое Достоевский запечатлел некоторые черты своей собственной биографии: Иван Петрович — писатель, его первый роман напоминает первый роман Достоевского «Бедные люди», а отзыв об этом романе критика Б.— отзыв Белинского о «Бедных людях». Но Иван Петрович не только рассказчик, он — и действующее лицо романа, герой, влюбленный в Наташу. При помощи Ивана Петровича связываются все нити весьма разветвленного сюжета романа. Как рассказчик Иван Петрович «является нам чем-то вроде наперсника старинных трагедий, — пишет Добролюбов.— К нему приходит отец Наташи — сообщить о своих намерениях, за ним присылает ее мать — расспросить о Наташе, его зовет к себе Наташа, чтобы излить пред ним свое сердце, к пему обращается Алеша — высказать свою любовь, ветреность и раскаяние, с ним знакомится Катя, невеста Алеши, чтобы поговорить с ним о любви Алеши к Наташе, ему попадается Нелли, чтобы выказать свой характер, и Маслобоев, чтобы разузнать и рассказать об отношениях Нелли к князю, наконец, сам князь... напивается так, чтобы высказать Ивану Петровичу всю гадость своего характера. А Иван Петрович все слушает и все записывает». Такая роль Ивана Петровича вполне оправдана. И не только его писательской профессией, по и гуманностью его натуры, во многом напоминающей натуру самого Достоевского. Столкновение Ивана Петровича с князем Валковским дает известное представление об идейном конфликте середины XIX века между добром и злом, альтруизмом и эгоизмом, хищничеством и бескорыстием. Не имея реальных возможностей активно бороться против зла, Иван Петрович усердно хлопочет о моральной помощи всем униженным и оскорбленным, он скорбит их скорбями и сочувствует их страданиям. Несколько иная роль Ивана Петровича как героя романа, как человека, полюбившего Наташу. Создавая этот образ, Достоевский развивал свою теорию жертвенной любви, любви-альтруизма. Иван Петрович беспредельно любит Наташу. Его самозабвение в любви доходит до такой степени, что он готов во имя счастья Наташи уступить ее Алеше. Достоевский создает характер, который позднее в романе «Идиот» воплотится в князе Мышкине, где эта теория любви-альтруизма получит широкое обоснование. Как же истолковать этот характер? Что в нем преобладает: сила или слабость? На этот вопрос Добролюбов отвечал вполне определенно: слабость. Он писал: «Я признаюсь—все эти господа, доводящие свое душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только... Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства! А этих людей показывали еще нам, как идеал чего-то!» Добролюбов откровенно высказывал свою неприязнь к герою, способному к жертвенной любви, и в этом чувствовалось веяние эпохи 60-х годов, когда развенчание безвольных дворянских интеллигентов стало одной из главных задач русской демократии. Сам же Достоевский не считал поведение своего Ивана Петровича проявлением слабости. Наоборот, он видел в этом признак силы духа, умение человека подняться над собственным эгоизмом и совершить альтруистический акт — устроить счастье ближнего своего. Поэтому он искренне видел нечто идеальное в поступках Ивана Петровича и заражал этим настроением читателя. «Униженные и оскорбленные» — специфическая разновидность жанра романа. В нем объединились признаки романа психологического с элементами авантюрно-детективного. События предельно концентрированы и происходят в максимально короткий промежуток времени. Психологические конфликты развиваются в форме острых и напряженных диалогов. Герои исповедуются друг перед другом, рассказывают о своем прошлом, о своих чувствах и переживаниях, раскрывают свои взгляды на мир (таковы проникновенные исповеди Ихменева, Нелли или циничные, раскрывающие характер и отталкивающие своим безобразием признания князя Валковского). Достоевский придает также большое значение внешне-предметному окружению героев, картинам природы. Пейзаж у Достоевского всегда играет важную психологическую роль. Роман начинается символической картиной вечернего Петербурга: «К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли... Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» Не трудно заметить, что автор соотносит картину природы со своим настроением («как будто на душе прояснеет»). Перед тем как перейти к изложению событий, снова дается описание природы: «Но солнечный луч потух; мороз крепчал и начинал пощипывать за нос; сумерки густели; газ блеснул из магазинов и лавок». Однако здесь погасший луч — это уже не просто деталь пейзажа, но и предвестник какой-то беды, какого-то прискорбного события. И далее мы узнаем о смерти одинокого старика Смита и его странной собаки. Природа у Достоевского — всегда ключ к предстоящим событиям. После смерти Смита Иван Петрович, переехавший на его квартиру, говорит о своей грусти; как рассказчик, он сосредоточивает наше внимание на том, что «погода была ненастная и холодная», «шел мокрый снег», но к вечеру «проглянуло солнце и какой-то заблудший луч, верно из любопытства, заглянул и в мою комнату». «Заблудший луч» предвещает появление Нелли — внучки Смита. В VIII главе четвертой части романа примирению Николая Сергеевича Ихменева с Наташей предшествует замечательное явление: раздается «довольно сильный удар грома». Глава кончается тем, что Ихменев прощает свою дочь, а о Наташе автор пишет: «Платочек, которым она накрыла голову, сбился у ней па затылок, и на разбившихся густых прядях ее волос сверкали крупные капли дождя». Природа здесь свидетельствует об очищении, возрождении души человеческой. В своей исповеди, изложенной в последующей (IX главе), Ихменев разъясняет подлинный смысл символа: «Она здесь опять, у моего сердца! — вскричал он, — о, благодарю тебя, боже, за все, за все и за гнев твой и за милость твою!.. И за солнце твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас!» (курсив мой.— П. П.). Таким образом, Достоевский не только очеловечивает природу, но и весьма искусно сливает пейзаж с действием, с портретом и характером героя. Среди изобразительных средств, с помощью которых Достоевский создает образы героев, значительное место занимают выразительные портретные зарисовки. Обычно они сопровождаются авторской эмоциональной оценкой. Вот, например, портрет Наташи Ихменевой: «Я глядел на нее с недоумением и страхом. Как переменилась она в три недели! Сердце мое защемило тоской, когда я разглядел эти впалые, бледные щеки, губы, запекшиеся, как в лихорадке, и глаза, сверкавшие из-под темных ресниц горячечным огнем и какой-то страстной решимостью». Не трудно заметить, что в этом портрете отчетливо «просвечивает» внутренний мир героини. Портрет князя Валковского передай в деталях п весьма обстоятельно прокомментирован автором: «Правильный овал лица несколько смуглого, превосходные зубы, маленькие и довольно тонкие губы, красиво обрисованные, прямой, несколько продолговатый нос, высокий лоб, на котором еще не видно было ни малейшей морщинки, серые, довольно большие глаза...» Таковы объективные детали портрета. Далее идут развенчивающие авторские комментарии: «...все это составляло почти красавца, а между тем лицо его не производило приятного впечатления». Тут же мы узнаем, что выражение лица князя «было как будто не свое, а всегда напускное, обдуманное, заимствованное», что «под всегдашней маской» кроется «что-то злое, хитрое и в высочайшей степени эгоистическое», что «лучи его взглядов как будто раздваивались и между мягкими, ласковыми лучами мелькали жесткие, недоверчивые, пытливые, злые». Портрет незаметно перешел в развернутую психологическую характеристику, и в этом сила Достоевского-художника, который стирает границы между внешним и внутренним, благодаря чему «проявляет» главную черту своего героя. Роман «Униженные и оскорбленные» предварял такие большие философско-психологические полотна Достоевского, как «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы». Он знаменовал собой победу реалистического начала в творчестве Достоевского в 60-е годы. «Униженные и оскорбленные» заслужили всеобщее признание читателей и прогрессивной критики, которая сумела на основании этого произведения предсказать дальнейший взлет великого писателя. Роман оказал большое влияние на русское общество и на последующую литературу, так как пробуждал ненависть к тем, кто унижает и оскорбляет человеческое достоинство, призывал к гуманности, к воспитанию подлинного благородства. Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|